Методы и средства вычислительного эксперимента / Акад. наук СССР, КНЦ, Ин-т информатики и мат. моделирования технолог. процессов. – Апатиты : Кольский научный центр АН СССР, 1990. – 126 с.

чаполностьюформализована), тосуществуютсредства, позволяющиеавтоматизи­ роватьвыводалгоритмовуправленияипостроениесоответствующихпрограммных моделейдляихреализации. Каквыясняется, самымсложнымявляетсяпервыйэтап- формализациякон­ цептуальныхпредставленийопредметнойобластиввидехорошоструктурирован­ нойиерархиицелей. Важныммоментомявляетсявыборуровня"примитивов" моде­ ли, отэтогозависит, е эффективность. Определеннымобразомформализовать процедурупостроениямоделии, следовательно, получитьвозможностьавтомати­ зироватьданныйпроцесспредставляетсядостижимымврамкахизложенногоподхо­ да. Вцеляхпрактическойреализациитакогоподходапредполагаетсяиспользо­ вать"оболочку" однойиздействующихсистемдекомпозициизадач, допускающих иерархическоепредставлениезнаний. Сложностьвторогоэтапазаключаетсявопределенииэлементарныхдействий, которыепокрываютуровень"примитивов" иизкоторыхсостоятуправляющиевоз­ действиянакаждомуровнесистемы. Посути, здесьрешаетсявопросотом, что считатьинформациейопроцессахпроизводстваиуправлениянапредприятии, оцениваютсятакиехарактеристикиинформациикакнадежность, достоверность, полнота, своевременность, устойчивостьидр. Примитивынеявляютсянеделимымисточкизренияихвыполнения/I/. Вы­ полнениекаждого- наборэлементарныхдействий- "атомов". Покрывающийнабор атомовобразуетфункциональныйалфавитL= , 1=1, N^. Рекуррентноеиспользованиеотношенияэквивалентностимоделируетпроцесс декомпозициизадачиерархическойсистемыуправления. Врезультатесоздается рекуррентнаямодельпредметнойобласти, представляемаядревовиднымГрафом иерархииклассовэквивалентности(этоотноситсяикмоделисоответствующейав> томатизированнойсистемы). Корнем"дерева" являетсяимяобщейзадачисисте­ мы, вершинами- именаклассовэквивалентности, дугами- отношенияэквивален­ тности, листьями- примитивы: Всемногообразиевариантовзадачуправленияврекуррентноймоделифор­ мализованопостроениемкомпозицииэлементовфункциональногоалфавитасис­ пользованиемдвухобобщенныхоперацийпоследовательного (О ) ипараллельно­ го( © ) выполнения: а © в- выполнитьдействие (достичьцели) водновремен­ носдействиема; а0 в- выполнитьдействиевпослевыполнениядействияа. Спомощьюобобщенныхоперацийобразуютсяцепочкидействий(целей), опи­ сывающиеалгоритмыдостиженияцелейуправлениянавсехуровняхмодели. Вце­ почкиобъединяютсяэлементыклассовэквивалентности. Рекуррентнаямодель позволяетформализоватьпостановкузадачиуправлениякакпроцесспостроения задачиверхнегоуровняввидецепочкиподзадачнижележащегоуровняит.д. доцепочекпримитивов. Получаемсемействоалгебрклассовэквивалентности Ак= < Lw © , © > , гдеДк- множествоцепочекнак-муровнедекомпозиции. Совокупностьотношенийэквивалентностизадаетгомоморфноеотображение Ак+І— -Ак. Критерииэффективностисистемы Немаловажным, сточкизренияэффективностивсейсистемы, являетсяпро­ цесссинтезакритериевоценкие функционированиянакаждомуровнеиерархии. Лишьнауровнетехнологическихпроцессовпредставляетсявозможнымставить детерминированныезадачиоптимизации. Здесьдопустимокакприменениеразлич­ ныхмоделейлинейногоидинамическогопрограммирования, такидругихформаль- 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz