Методы и средства вычислительного эксперимента / Акад. наук СССР, КНЦ, Ин-т информатики и мат. моделирования технолог. процессов. – Апатиты : Кольский научный центр АН СССР, 1990. – 126 с.

идругиехарактеристиксистем. Наосновеэтогоанализавыбираетсябазовый вариант. Первыетриэтапаотносятсяктакназываемому"виртуальному" уровнюсис­ темногопроектирования. Согласно/14/, виртуальныйуровеньописываетабстрак­ тныйнаборструктурыданных, вычислительныхпроцессовиканаловвзаимодейст­ вия, которыесоставляютфункциональнуюсистему. Описаниенавиртуальномуров­ неопределяетвнутреннююструктурупроцессов, нонеучитываетограниченийре­ сурсовилитопологиюпроцессов. Последниетриуровнясоставляютфизический уровеньпроектирования, имеющийделосконкретными Программно-аппаратными составляющимиавтоматизированнойсистемы. Основноесодержаниеэтогоуровня- отражениевиртуальнойструктурысистемынаконкретнуюструктурупрограммно­ аппаратныхсредств. Вработе/I/ задачивиртуальногоуровняпроектирования отражаютсяединойпроблемойструктурно-алгоритмическойорганизацииавтомати­ зированнойсистемы, азадачифизическогоуровня- проблемойсинтезафункци­ ональногобазисасистемы. Такимобразом, наэтапахвиртуальногоуровняпроизводится, восновном, привязкакрешаемымзадачам, анауровнефизическогопроектирования- при­ вязкакреализации. Конечно, вследствиеитерационногохарактерапроектирова­ ниямеждууровнямипроизводитсясущественноевзаимноевлияние, ноосновное содержаниеэтаповостаетсятаким. Видимо, чтозадачииэтапыкакнатурного, такивычислительногоэкспе­ риментаполностьювписываютсявзадачииэтапысистемногопроектирования. Этоиестественно, таккаквтомидругомслучаяхмыимеемделоспроектиро­ ваниемавтоматизированнойинформационно-вычислительнойсистемы, причемдля простроеииясистемы управлениянауурным/I/ ивычислительнымэкспериментами задачиуправлениявсмыслевыделенияэтаповисодержанияэтихэтаповполнос­ тьюаналогичны. Тамитамстроитсясистемауправлениянадфунциональнымба­ зисом, причемдлявычислительногоэкспериментафункциональныйбазиссоставля­ ютпрограммныемодули, реализующиеразовыевычислительныеалгоритмы, адля натурногоэкспериментапрограммныемодулифункциональногобазисареализуют ещеиалгоритмыуправленияавтоматизированнышэкспериментальнымиустановка­ мииэлементамитакихустановок/I/, причемвотличиеотвычислительногоэк­ спериментаэтоуправление, какправило, производитсяврельномвремени. Учитываяеще, чтовычислительныйинатурныйэкспериментысутьосновные стадииединогопроцессанаучныхисследований(рис.І), имеетсмыслутверж­ дать, чтоавтоматизацияэтихэкспериментовдолжнапроводитьсясединыхпози­ ций, наединыхпринципах, врамкахединогоподхода, способногообъединить вычислительныйинатурныйэкспериментывединыйтехнологическийпроцесснауч­ ногоисследования, направленногонаполучениеновыхзнанийввидемоделей изучаемыхобъектов(явлений). Вобщемслучаеструктурноепроектирование- этосложныйитерационный процесс. Определяющимэтапомсистемногосинтезаявляетсяэтап2 (декомпози­ циязадач), ибоструктурадекомпозициизадачи(иначе, модельпредметнойоб­ ласти) естественнымобразомобуславливаетсложностьреализациивсехпоследу­ ющихэтапов: достаточносравнитьструктуруввидеграфаспроизвольнымисвя­ зямиибольшимчислом вершин(например, сотни, чтонапрактикеобычноеде­ ло) ихорошоструктурированногодревовидногографа"и-или" /15/ стемже числомвершин. Дляразныхструктурмоделейпредметнойобластиистепениформализации решаемыхзадачсуществуютразличныеподходыкреализацииэтаповсистемного проектирования. Однимизтакихподходовявляетсяфункционально-целевойпод­ 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz