Методы и средства вычислительного эксперимента / Акад. наук СССР, КНЦ, Ин-т информатики и мат. моделирования технолог. процессов. – Апатиты : Кольский научный центр АН СССР, 1990. – 126 с.
идругиехарактеристиксистем. Наосновеэтогоанализавыбираетсябазовый вариант. Первыетриэтапаотносятсяктакназываемому"виртуальному" уровнюсис темногопроектирования. Согласно/14/, виртуальныйуровеньописываетабстрак тныйнаборструктурыданных, вычислительныхпроцессовиканаловвзаимодейст вия, которыесоставляютфункциональнуюсистему. Описаниенавиртуальномуров неопределяетвнутреннююструктурупроцессов, нонеучитываетограниченийре сурсовилитопологиюпроцессов. Последниетриуровнясоставляютфизический уровеньпроектирования, имеющийделосконкретными Программно-аппаратными составляющимиавтоматизированнойсистемы. Основноесодержаниеэтогоуровня- отражениевиртуальнойструктурысистемынаконкретнуюструктурупрограммно аппаратныхсредств. Вработе/I/ задачивиртуальногоуровняпроектирования отражаютсяединойпроблемойструктурно-алгоритмическойорганизацииавтомати зированнойсистемы, азадачифизическогоуровня- проблемойсинтезафункци ональногобазисасистемы. Такимобразом, наэтапахвиртуальногоуровняпроизводится, восновном, привязкакрешаемымзадачам, анауровнефизическогопроектирования- при вязкакреализации. Конечно, вследствиеитерационногохарактерапроектирова ниямеждууровнямипроизводитсясущественноевзаимноевлияние, ноосновное содержаниеэтаповостаетсятаким. Видимо, чтозадачииэтапыкакнатурного, такивычислительногоэкспе риментаполностьювписываютсявзадачииэтапысистемногопроектирования. Этоиестественно, таккаквтомидругомслучаяхмыимеемделоспроектиро ваниемавтоматизированнойинформационно-вычислительнойсистемы, причемдля простроеииясистемы управлениянауурным/I/ ивычислительнымэкспериментами задачиуправлениявсмыслевыделенияэтаповисодержанияэтихэтаповполнос тьюаналогичны. Тамитамстроитсясистемауправлениянадфунциональнымба зисом, причемдлявычислительногоэкспериментафункциональныйбазиссоставля ютпрограммныемодули, реализующиеразовыевычислительныеалгоритмы, адля натурногоэкспериментапрограммныемодулифункциональногобазисареализуют ещеиалгоритмыуправленияавтоматизированнышэкспериментальнымиустановка мииэлементамитакихустановок/I/, причемвотличиеотвычислительногоэк спериментаэтоуправление, какправило, производитсяврельномвремени. Учитываяеще, чтовычислительныйинатурныйэкспериментысутьосновные стадииединогопроцессанаучныхисследований(рис.І), имеетсмыслутверж дать, чтоавтоматизацияэтихэкспериментовдолжнапроводитьсясединыхпози ций, наединыхпринципах, врамкахединогоподхода, способногообъединить вычислительныйинатурныйэкспериментывединыйтехнологическийпроцесснауч ногоисследования, направленногонаполучениеновыхзнанийввидемоделей изучаемыхобъектов(явлений). Вобщемслучаеструктурноепроектирование- этосложныйитерационный процесс. Определяющимэтапомсистемногосинтезаявляетсяэтап2 (декомпози циязадач), ибоструктурадекомпозициизадачи(иначе, модельпредметнойоб ласти) естественнымобразомобуславливаетсложностьреализациивсехпоследу ющихэтапов: достаточносравнитьструктуруввидеграфаспроизвольнымисвя зямиибольшимчислом вершин(например, сотни, чтонапрактикеобычноеде ло) ихорошоструктурированногодревовидногографа"и-или" /15/ стемже числомвершин. Дляразныхструктурмоделейпредметнойобластиистепениформализации решаемыхзадачсуществуютразличныеподходыкреализацииэтаповсистемного проектирования. Однимизтакихподходовявляетсяфункционально-целевойпод 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz