Методы и средства вычислительного эксперимента / Акад. наук СССР, КНЦ, Ин-т информатики и мат. моделирования технолог. процессов. – Апатиты : Кольский научный центр АН СССР, 1990. – 126 с.

следователипытаютсясинтезироватьтакуюмодель(ОМ), используяинформацию избазыэкспериментальныхданных- производитсяработасэтойбазой(РБЭД). Приневозможностисинтезамоделипоимеющимсяэкспериментальнымданнымпла­ нируетсяэксперимент(ІІЛЭ) дляполучениянеобходимыхданных. Еслифункцио­ нальныевозможностиавтоматизированныхэкспериментальныхустановокобеспечи­ ваютреализацию,планируемогоэксперимента, тосинтезируетсятолькопрограм­ мноеобеспечение(СЦО) дляуправленияэкспериментом. Вобщемслучаесинтези­ руютсяитехническиесредства(СТО) экспериментальныхустановок: затемпро­ водитсянепосредственноэксперимент(Э). Спецификаобъектаавтоматизации научныхисследований заключаетсяваприорнойнеопределенностизадачуправ­ ленияисследованиями. Поэтомупроцессисследованийимеетитерациональныйха­ рактер. Контурыобратнойсвязиреализуютсячерезисследователей, производя­ щихкорректировки(КР) какпланаэксперимента, такиобщейпостановкизадачи исследований. Процессисследованийпредставляетсобойединстворазличныхэтапов, свя­ занныхсанализомисинтезоммоделей, подготовкойкреализациейэксперимента, обработкойэкспериментальныхданных. Конечнаяцельвсегопроцесса- построе­ ниемоделиизучаемогообъекта(явления). Сложнаяитерационнаяструктурапро­ цессаисследований, теснаявзаимосвязьэтапов, ярковыраженныйинтерактивный характервычислительныхпроцессов(навсехэтапахприсутствуютисследователи, причемзачастуюэтомогутбытьбольшиеколлективы) - всеэтообусловливает актуальностьразработкиипримененияединойтехнологии(единогоподхода) к решениюзадачанализаисинтеза, возникающихнаразличныхэтапахисследова­ ний. Преждевсеговданнойработенасинтересуютэтапы, связанныесзадача­ мианализаисинтезамоделейизучаемыхобъектов(явлений), т.е. сзадачами, оформившимисявпоследние полторадесятилетияподобщимназванием"Вычисли­ тельныйэксперимент", которыйбурноразвиваетсякакодноизглавныхнаправ­ ленийавтоматизациинаучныхисследований, причемдлясовременноговычисли­ тельногоэкспериментахарактернатенденцияккомплексномурешениюсоставляю­ щихегозадач/6/, чтоопределяетдополнительныеаналогиимеждукомплексны­ минаучнымиисследованиямиисобственновычислительнымэкспериментом, как составляющейэтихисследований. Проведениевычислительногоэксперимента, какправило, связаносрешени­ емразнообразныхзадачтеоретическойиматематическойфизики/7/: гидро- и газодинамики, распространенияколебаний, тепла, переносачастицит.д. Для описаниятакихзадачиспользуютсясистемыалгебраических, дифференциальных, интегральныхуравнений(втомчислене,линейных), определяющиесвязьзаданных иискомыхпараметроввпространственно-временныхкоординатах. Конкретнуюстратегиюсозданияприкладногопрограммногообеспечениявы­ числительногоэкспериментапредлагаетмодульныйподходкпостроениюпрограм­ многообеспечения/8/, Модульнаяархитектураприкладногопрограммногообес­ печенияпредполагает, чтосамомоделированиезадачизданногоклассаосновы­ ваетсянамодульномпринципе: выделяютсяматематическиемодули, представляю­ щиеотдельныеподзадачи, каждуюизкоторыхможноопределитьповидуисходных данных, результатамииспользуемымалгоритмам. Тогдарешениеотдельнойзада­ чизаключаетсяввыполнениивфиксированнойпоследовательностиопределенных мод'лей . Качествомодульногоанализаклассазадачзависитотвыполнениядвух требований. Модульдолженбытьактуальнымдайвозможнобольшегочиславариа­ нтовзадачи. Если, например, какой-тоалгоритмвцеломиспользуетсятолько дляодноговарианта, ноимеетфрагменты, пригодныедлядругихвариантов, то 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz