Методы и средства вычислительного эксперимента / Акад. наук СССР, КНЦ, Ин-т информатики и мат. моделирования технолог. процессов. – Апатиты : Кольский научный центр АН СССР, 1990. – 126 с.
следователипытаютсясинтезироватьтакуюмодель(ОМ), используяинформацию избазыэкспериментальныхданных- производитсяработасэтойбазой(РБЭД). Приневозможностисинтезамоделипоимеющимсяэкспериментальнымданнымпла нируетсяэксперимент(ІІЛЭ) дляполучениянеобходимыхданных. Еслифункцио нальныевозможностиавтоматизированныхэкспериментальныхустановокобеспечи ваютреализацию,планируемогоэксперимента, тосинтезируетсятолькопрограм мноеобеспечение(СЦО) дляуправленияэкспериментом. Вобщемслучаесинтези руютсяитехническиесредства(СТО) экспериментальныхустановок: затемпро водитсянепосредственноэксперимент(Э). Спецификаобъектаавтоматизации научныхисследований заключаетсяваприорнойнеопределенностизадачуправ ленияисследованиями. Поэтомупроцессисследованийимеетитерациональныйха рактер. Контурыобратнойсвязиреализуютсячерезисследователей, производя щихкорректировки(КР) какпланаэксперимента, такиобщейпостановкизадачи исследований. Процессисследованийпредставляетсобойединстворазличныхэтапов, свя занныхсанализомисинтезоммоделей, подготовкойкреализациейэксперимента, обработкойэкспериментальныхданных. Конечнаяцельвсегопроцесса- построе ниемоделиизучаемогообъекта(явления). Сложнаяитерационнаяструктурапро цессаисследований, теснаявзаимосвязьэтапов, ярковыраженныйинтерактивный характервычислительныхпроцессов(навсехэтапахприсутствуютисследователи, причемзачастуюэтомогутбытьбольшиеколлективы) - всеэтообусловливает актуальностьразработкиипримененияединойтехнологии(единогоподхода) к решениюзадачанализаисинтеза, возникающихнаразличныхэтапахисследова ний. Преждевсеговданнойработенасинтересуютэтапы, связанныесзадача мианализаисинтезамоделейизучаемыхобъектов(явлений), т.е. сзадачами, оформившимисявпоследние полторадесятилетияподобщимназванием"Вычисли тельныйэксперимент", которыйбурноразвиваетсякакодноизглавныхнаправ ленийавтоматизациинаучныхисследований, причемдлясовременноговычисли тельногоэкспериментахарактернатенденцияккомплексномурешениюсоставляю щихегозадач/6/, чтоопределяетдополнительныеаналогиимеждукомплексны минаучнымиисследованиямиисобственновычислительнымэкспериментом, как составляющейэтихисследований. Проведениевычислительногоэксперимента, какправило, связаносрешени емразнообразныхзадачтеоретическойиматематическойфизики/7/: гидро- и газодинамики, распространенияколебаний, тепла, переносачастицит.д. Для описаниятакихзадачиспользуютсясистемыалгебраических, дифференциальных, интегральныхуравнений(втомчислене,линейных), определяющиесвязьзаданных иискомыхпараметроввпространственно-временныхкоординатах. Конкретнуюстратегиюсозданияприкладногопрограммногообеспечениявы числительногоэкспериментапредлагаетмодульныйподходкпостроениюпрограм многообеспечения/8/, Модульнаяархитектураприкладногопрограммногообес печенияпредполагает, чтосамомоделированиезадачизданногоклассаосновы ваетсянамодульномпринципе: выделяютсяматематическиемодули, представляю щиеотдельныеподзадачи, каждуюизкоторыхможноопределитьповидуисходных данных, результатамииспользуемымалгоритмам. Тогдарешениеотдельнойзада чизаключаетсяввыполнениивфиксированнойпоследовательностиопределенных мод'лей . Качествомодульногоанализаклассазадачзависитотвыполнениядвух требований. Модульдолженбытьактуальнымдайвозможнобольшегочиславариа нтовзадачи. Если, например, какой-тоалгоритмвцеломиспользуетсятолько дляодноговарианта, ноимеетфрагменты, пригодныедлядругихвариантов, то 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz