Лазутин, Л. Л. Рентгеновское излучение авроральных электронов и динамика магнитосферы / Л. Л. Лазутин ; АН СССР, Кол. фил., Поляр. геофиз. ин-т.. – Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1979. - 200 с.
счет мертвого времени канала усилитель—дискриминатор, при темпе счета 100 кГц £*=20 кэВ оценка просчетов дает величину около 8% [74]. 1.4. БОРТОВОЙ АППАРАТУРНЫЙ КОМПЛЕКС Бортовая аппаратура состоит из основных и вспомогательных детекторов или датчиков, устройств кодировки сигнала и радио телеметрии — передатчика и электронных схем, преобразующих сигналы от детекторов для передачи на Землю в параллельном или последовательном коде с определенным типом модуляции пере датчика. Кроме того, на борту находятся батарея питания, слу жебные устройства типа таймеров или баропереключателей, устройства подогрева или пассивные аккумуляторы тепла. Остановимся коротко на основных у злах полетной аппаратуры и приведем несколько характерных примеров компоновки полет ных приборов в целом. Ф о т о м е т р п о л я р н ы х с и я н и й широко исполь зуется в наземных исследованиях и вместе с описанными выше детекторами частиц входит в число основных полетных датчиков, давая информацию о вариациях потока низкоэнергичных (1— 10 кэВ) авроральных электронов. Применение фотометров на борту оправдано тем, что во многих случаях измерение полярных сия ний с поверхности Земли невозможно из-за облачности; кроме того, бортовой фотометр может быть направлен точно по углу зрения детектора частиц, исключая фактор пространственного разноса при сопоставлении измерений частиц и сияний. Фотометр представляет собой усилитель постоянного тока, подключенный к светочувствительному датчику, — обычно фотоэлектронному усилителю (могут использоваться и полупроводниковые детек торы). Из-за критичности ФЭУ к изменениям температуры фото метр обычно размещается в контейнере, а свет подается посред ством световода с коллиматором в открытой части. В фотометре Баркуса [145], для того чтобы избежать ложных временных ва риаций из-за движения аэростата в поле зрения фотометра, об ласть возможных движений была закрыта экраном. В экспери ментах САМБО, где фотометры применялись широко, влияние оболочки исключалось путем использования длинного фала ( ~ 1 0 0 м) между контейнером и аэростатом [34]. На первом этапе эксперимента использовались более сложные детекторы — три фотометра, смотрящие под углом к горизонту, разнесенные по азимуту, что давало информацию о движении форм полярных сияний. Из-за сложности самого детектора и сложности обработки информации при беспорядочном вращении подвески этот детектор в дальнейшем не нашел применения. Д а т ч и к э л е к т р и ч е с к о г о п о л я длительное время с успехом применяется Мозером [246] и его последовате лями. На рис. 1.10 приведены схема размещения и блок-схема 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz