Лазутин, Л. Л. Геометрия брейкапа и модель суббури в авроральной магнитосфере / Л. Л. Лазутин ; Акад. наук СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. - Препр. ПГИ-85-01-39. – Апатиты : Кольский филиал АН СССР, 1985. - 47 с. : ил.
ускоренные) электроны с большими питч-углами, что создает анизо тропию и, возможно, подготовит условия для этого брейкапа. Именно о такой позиции можно объяснить наблюдения Кремзера и др. /2 3 / 3 июля 1979 г. (рис.2 0 ): во время первого брейкапа (21.49 ЦТ) ГЕОО-2 находился дальше от Земли, в районе питч-углового распреде ления типа "баттерфляй". Сразу после брейкапа регистрируется рост (приход от Земли в нашем представлении) частиц с ^ '- = 9 0 °, это не просто возврат захваченных частиц, но приход свежих; питч-угловое распределение переходит к нормальному типу с выраженным максиму мом на 90° и тут 20.51 JJТ) начинается вторая неустойчивость. Теперь уже на силовой линии спутника, о чем свидетельствует появ ление повышенного потока электронов вдоль силовой линии. Приведенные рассуждения можно проиллюстрировать схемой на рис.21 / 1 8 / . В результате достаточно просто объясняется ряд тонких деталей начала суббури, которые не объясняются в рамках модели пе ресоединения: понижение азимутальной (ка вечер) компоненты Е-лоля, отсутствие частиц не периферии AM, скачкообразность перемещения АБН к полосу и зависимость активизации от предыдулей в цепочке. В цитированной выше работе Кремзера и др. /2 3 / было замечено также появление избыточного потока протонов и быстрые изменения направления градиента плотности протонов, что может быть важно для понимания структуры полей и токов брейкапа; но этот вопрос мы сейчас не обсуждаем. 7 .3 . Ускорение и сброс авроральных частиц Сильной стороной тиринг-неустойчивости и других моделей брейк- апа с формированием нейтральных линий является возможность быстро го ускорения частиц плазменного слоя до энергий в сотни кэВ и еди ниц МэВ. В навей модели изменения магнитного поля и соответствующие индукционные поля не столь велики, но особенно сильных полей и не требуется, т .е . мы полагаем процесс ускорения более продолжитель ным, а механизм ускорения не однозначным. Во-первых, это ускорение продольным электрическим полем, во-вторых, индукционным полем; и то и другое кратковременно, в момент брейкапа и, возможно, взаимо связано, например, индукционное поле может иметь продольную компо ненту. Третий механизм - конвективный, играет, вероятно, не меньшую роль благодаря продолжительности действия и большим масштабам поля конвекции. При этом приобретаемая энергия пропорциональна дрейфо 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz