Культура и экология Поморья: взаимосвязи в интересах устойчивого развития. 2007.

законов суровой северной природы, что позволяло поморам сохранять естественный ландшафт и рационально использовать природные ресурсы. Например, существовала своя очень сложная система лова, связанная с жизненными циклами семги, заходящей в реки, морской рыбы и морского зверя. Все эти дары природы активно использовались поморами в собственном хозяйстве и даже отходы рыбы шли на корм скоту. Особым у поморов было отношение к воде, ведь вся жизнь села зависела от лова семги и добычи жемчуга. Известно, что и семга и раковина жемчужница могут жить только в идеально чистой воде, поэтому в интересах поморов было сохранять свою реку, чему способствовала традиция не бросать мусор ни в реку, ни в море. Сегодня традиции коренных народов утрачены, наблюдается эскалация потребительского отношения к природе. Реализация возможностей системы дополнительного образования для изучения населением Концепции устойчивого развития - это информирование общества о путях решения экологических проблем, воспитание молодежи, стимулирование волонтерского движения в защиту природы. Создание системы экологического образования, освоение идей Концепции устойчивого развития на региональном уровне позволит создать условия для сохранения природных богатств Кольского Севера. Потенциальные возможности системы дополнительного образования чрезвычайно велики, что подтверждает опыт Мурманского государственного педагогического университета. В программы дополнительного профессионального образования руководителей школ и учителей вводятся тематические блоки или лекции «Устойчивое развитие человеческой цивилизации», «Образование для устойчивого развития», «Экологическое воспитание». В проекте - «Природное и культурное наследие Кольского Севера». С 2003 года в Мурманском государственном педагогическом университете организуется краткосрочное обучение по дополнительным образовательным программам «Обращение с опасными отходами», «Энергосбережение в школе», «Ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Сверхзадача указанных программ - повышение экологической культуры слушателей, представляющих различные категории населения, в том числе не только специалистов предприятий, но и «неспециалистов», например молодежи, интересующейся экологическими проблемами региона и желающей внести посильный вклад в их решение (табл.). 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz