Культура и экология Поморья: взаимосвязи в интересах устойчивого развития. 2007.

активный поиск удовлетворительного научно обоснованного подхода к созданию полностью биосферосовместимого хозяйства [8]. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально­ экономической системы и ее отдельных элементов. Новая реальность, выявленные наукой противоречия экологического выживания цивилизации ставят перед современным человеком задачу грамотной организации своей жизнедеятельности в изменяющихся условиях. В новой модели устойчивого развития человечества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человека. Ведущим фактором воспроизводства общественного интеллекта, науки и культуры становится образование. Одним из условий реализации концепции устойчивого развития мы видим повышение экологической культуры всех слоев населения. Проблемы экологической культуры человека актуализированы в области дошкольного, школьного и вузовского образования, имеется положительный опыт и в системе дополнительного образования. Однако и ученые, и специалисты, и думающие обыватели с тревогой отмечают нарастание негативных тенденций во взаимодействии человека и природы. Противоречие современного развития жизни на планете между созданием социального (ноосферного) мира и разрушением основы биологического существования человека (биосферы и природных человеческих качеств) проявляется как в планетарном масштабе, так и на региональном уровне [1]. Эта тенденция выражается, кроме прочего, в утрате традиций коренных народов, исчезновении их поселений, урбанизации территорий, браконьерстве, последствиях «дикого» туризма, загрязнении ландшафта и т.д. К сожалению, как в стране, так и в регионе отсутствует система экологического образования населения. Поскольку дополнительное образование отличается от других видов образования мобильностью, необходимо максимально использовать уже сегодня его потенциал для создания такой системы, ориентированной на цели устойчивого развития Кольского Севера. Гибкая система дополнительного образования призвана обеспечивать непрерывное образование человека на протяжении всей жизни и в полной мере учитывает образовательные потребности взрослых обучающихся. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz