Исаев С.И. Полярные сияния и процессы в магнитосфере Земли. Ленинград, 1972.

перпендикулярную к В компоненту) можно найти из выражения [252]: 2 X Г где ѵя— скорость движения нейтрального газа; К = — \ \ — ь 1 — интегральная педерсеновская проводимость ионосферы, воз­ мущенной присутствием ионизированного облака. На высотах h > 2 0 0 км ч\!'\ 3>>1; и если Х « ! І , т. е. возмущение проводи­ мости, обусловленное дополнительной ионизацией в облаке не­ велико, то Е ± яй В х ѵх . (85а) 2. Непосредственное измерение разности потенциалов между двумя или более электродами, поднимаемыми в стратосферу на высоты порядка 20—30 км с помощью баллонов и разнесенными друг от друга на относительно большое расстояние при помощи длинных антенн [335]. 3. Непосредственное измерение напряженности электричес­ кого поля с помощью элкетростатических датчиков, установлен­ ных на зондирующих ракетах и спутниках [119]. Несмотря на то что данные этих методов дают пока еще до­ вольно отрывочные и часто противоречивые сведения, все-таки оказывается возможным составить некоторые представления об основных закономерностях пространственно-временного распре­ деления поля Е в ионосфере. Рассмотрим эти закономерности. На рис. 105, заимствованном нами из работы [255], показаны (в координатах: инвариантная широта — местное время) траек­ тории ряда бариевых облаков, запущенных в ионосфере группой Годдардовского центра космических полетов (отмечены буквой W) н группой Физического института им. Макса Планка в Мюн­ хене. Цифры у начала траекторий соответствуют номеру полета в каталоге Хэрендела [255]. Последовательные точки нанесены через интервалы в 10 мин. (кружки — через 5 мин.). Как видно из рисунка, в авроральной зоне направление дрейфа облаков явным образом зависит от времени суток; в вечерние часы облака дрейфуют вдоль зоны на запад, в ночные и утренние — на восток, т. е. в области восточного электроджета поле Е направ­ лено к полюсу и в области западного — к экватору. Таким обра­ зом, электрическое поле в зоне сияний оказывается приблизи­ тельно перпендикулярным к направлению тока и, следовательно, сами токи, образующие авроральный электроджет, являются преимущественно холловскими [119, 252, 255, 4501. В наиболее наглядной форме этот результат представлен на рис. 106 [255], где по данным ряда запусков показан азимут (отсчитываемый от направления на север) вектора геомагнитного 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz