Хрущинский А. А. Электрометр для измерения электрических полей в атмосфере на высотах 25-40 км / Хрущинский А. А., Жавков В. А. ; АН СССР, Кол. фил. им. С. М. Кирова, Поляр. геофиз. ин-т. - Препринт ПГИ-91-05-58. - Апатиты : Кольский филиал АН СССР, 1987. - 22 с.

Хрущинский А.А., Жавков В.А. ЭЛЕКТРОМЕТР ДЛЯ ИЗМЕРЕНШ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ В АТМОСФЕРЕ НА ВЫСОТАХ 25-40 КМ Исследование электрических полей в Стратосфере представляет боль­ шой интерес как с точки зрения применения результатов к оценке элек­ трических полей в ионосфере и магнитосфере, так и для изучения соб­ ственных атмосферных полей. Средством подъема электрометра в страто­ сферу обычно служит аэростат, реже ракеты. Анализ техники измерений электрических полей и токов в атмосфере можно найти, например, в /I/. В аэростатных экспериментах наибольшее распространение получили элек­ трометры, относящиеся к типу двойных зондов Ленгмюра. При использовании результатов измерений электрических полей с по­ мощью электрометра необходимо знать функциональную связь между реаль­ ной величиной электрического поля в среде и выходным сигналом электро­ метра. Эта связь зависит не только от типа электрометра, его конструк­ ции, но и также от свойств среды, в которой производятся измерения. Нахождение такой связи, таким образом, является существенным и необходимым элементом при конструировании любого электрометра. Важной особенностью атмосферы, как среды, в которой проводятся измерения электрического поля, является то, что проводимость на высо­ тах 0-40 км обусловлена исключительно ионами, вклад электронной сос­ тавляющей мал, поскольку концентрация электронов на пять - шесть по­ рядка ниже, чем ионов. Такая низкая концентрация электронов обусловле­ на большой вероятностью присоединения электронов к нейтральным молеку­ лам с образованием отрицательных ионов. В аэростатных экспериментах электрометр всегда движется относительно среды, либо вследствие подъе­ ма зонда, либо вследствие принудительной или естественной закрутки подвески. Движение электрометра и относительно малая подвижность заря­ дов на рассматриваемых высотах в атмосфере позволяет, как показано в /2/, свести задачу об отыскании функциональной связи к решению уравне­ ния Лапласа с соответствующими граничными условиями. В /2/ эта задача решена для электрометра, геометрия которого удо­ влетворяет условиям: d / l ^ I , где d - диаметр измерительного электро­ да, /. - расстояние между электродами. Практически это ограничение предполагает, что расстояние между измерительными электродами должна быть 4 + ft м. При запуске аэростатов с такими электрометрами в усло­ виях, когда вспомагательные оболочки не используются, уже при малом ветре, как правило, имеют место механические повреждения электрометра при старте. Это обстоятельство вынуждает применить более компактный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz