Хранение и обработка экспериментальных данных. Математическое моделирование : сборник научных трудов / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Поляр. геофиз. ин-т. – Апатиты : [б. и.], 1992. – 128 с.

тематическогоаппарата, легкостьинтерпретацииполученных результатов. Междутем, врядеслучаевбываеттрудно, а иногдаиневозможно, построитьболееилименееточнуюмо­ дельисследуемогоявления. Этизатрудненияпринципиальныи связаны, впервуюочередь, сограниченностьюнашихзнаний относительноизучаемогопроцесса, неполнотойданныхоего состояниях, ошибкамиизмеренийиреализациимоделинаЭВМ. Весэтихфактороврастетсувеличениемсложностиизучаемой системы. Однакоточныеметодынеимеютдостаточнострогих критериевучетавлиянияэтихобстоятельствнаполучаемые решения, что, вконечномсчете, приводиткрезкомусниже­ ниюихкачества. Однакочеловек, решаяподобныезадачи, обходитсябез сложногоматематическогоаппарата вусловияхинформацион­ нойнеопределенности, помехиошибоквисходныхданных: анализируяисходнуюинформацию, онвычленяетизнееобъек­ ты, имеющиеопределенныйфизическийсмысл, аинтерпретацию полученныхтакимобразомданныхосуществляетнауровнеана­ лизапространственно-временныххарактеристикэтихобъектов. Представлениеиинтерпретацияданныхвэтомслучаеосущест­ вляетсянасловесном, или, какиногдаговорят, качествен­ номуровне.Например,вгидрометеорологиитеилииныефизи­ ческиеполямогутбытьпредставлены, соднойстороны, дан­ нымиэлементавузлахрегулярнойилинерегулярнойсетки, а сдругой- интерпретироватьсяввиденекоторыхдвухмерных изображений, элементами(словами, символами, подобразами) которыхявляютсяпонятиятипа"циклон", "фронтальнаязона", "струйноетечение" идр. Такимобразом, точныеметодыопираютсявосновномна числовуюобработкуданных. Втожевремя человекболее склоненкобработкеизображений,илисловесной (символьной) информации. Вработе/2/ отмечено, чтосозданиеэкспертных системможнорассматриватькакпопыткунаделитькомпьютер способностьювыполнятьсимвольнуюобработку, аналогичную той, которуювыполняетчеловек. Самойсерьезнойпроблемойприсозданииэкспертных системявляетсяразработкаспособаусвоенияипредставления знаний, полученныхотспециалиста, вформе, пригоднойдля 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz