Географический словарь Кольского полуострова. В 2 т. Т. 2 / Мурм. фил. геогр.-экон. науч.-исслед. ин-та Ленингр. гос. ун-та ; [рук. и науч. ред. — проф. В. П. Вощинин. ; науч. сотрудники: Т. А. Ельченкова и др.]. – Ленинград : [б. и.], 1941. – 240 с., [42] отд. л. к.

Гуломская ГЭС никовьіе боры (беломошники) V и Ѵ-а бонитета, имеющие среди прочих типов леса наибольшее рас­ пространение; из ельников широко распространены лишайниковые и зеленомошники, приуроченные к во­ дораздельным возвышенностям (напр., между реками Нотой и Лотой, Вувой и Печей и т. д.); узкие по­ лосы березняков по аллювиальным почвам тянутся по берегам многих рек, особенно Ноты, Л оты и не­ которых их притоков. Типы леса на почвах с избы­ точным увлажнением и различной степени заболо­ ченности как сосновые, так и еловые, распростране­ ны очень широко во всем районе. Запасы древесины значительны и оцениваются в 9,4 млн. ф/м, из ко то­ рых сосны 5,4 млн.—58% и ели 4,0 млн. ф/м —42 '/о. Распределение лесов по территории неравномерно: лучшие по запасам и качеству леса расположены в басс. р. Ноты; за ними следую т леса, тяготяющие к берегам оз. Нотозера и его притоков. Берега р. Т. подверглись в прошлом усиленной вырубке, и к на­ стоящему времени значительные запасы древесины сохранились только в верховьях р. р. Улиты и Печи. Средний запас на 1 га площади лесов, пригодных к рубке, составляет 29 ф/м. Примерное распределение запасов по отдельным бассейнам: р. Тулома (Нижняя) — 2,5 млн. ф/м — 27°/о оз. Нотозеро — 2,2 млн. ф/м — 23°/о р. Нота — 4,7 млн. ф/м — 50°/о Возможный выход производственных сортиментов составляет 9,1 млн. ф/м, в т. ч. деловой древесины 4,9 млн., из которых 59Ѵо сосны и 41°/о ели, преиму­ щественно строительных и пиловочных бревен. П р о ­ мышленная лесоэксплоатация в районе была развер­ нута еще в начале текущ его столетия лесопромыш­ ленником Буториным и продолж алась шведской ком­ панией Берггрена; хищническая рубка «на прииск», с использованием только комлевой части наиболее ценных стволов, обошла наиболее отдаленные уголки района и в значительной мере успела обесценить лучшие лесные участки. Захламленность лесосек со­ действовала распространению больших пожаров, уничтожавших леса на десятках тысяч га; такие пожарища можно наблюдать в басс. р. Гирвас, р. Л о ­ ты и др. Заготовленный л ес ‘транспортировался ис­ ключительно сплавом и до 1913 г. исключительно на экспорт в виде древесины. С постройкой Берггреном в 1913 г. лесопильного завода на Кольском зал., лес экспортировался в виде пиломатериалов. П осле ре­ волюции и изгнания интервентов лесозаготовки во­ зобновились только с 1925 г., когда было вырублено в Нотозерской даче 30000 шт. бревен (о:<. 10 тыс. ф/м); непрерывно увеличиваясь, объем л ес о за ­ готовок достиг в 1933 г. 51,6 тыс. ф/м, но процент использования не поднимался выше 0,537о, дал еко не достигая размера, возможного по возрасту и со ­ стоянию насаждений. С 1934/35 г. лесозаготовки в районе были прекращены д о окончания строительст­ ва Туломской ГЭС. Отпуск леса на местные нужды, в связи с малочисленностью населения, до настоя­ щего ^времени незначителен. Основные сплавные пу­ ти района — р. Т., оз. Нотозеро и р. Нота—освоены давно, допускают производство сплавных работ в т е ­ чение всего периода навигации и справедливо при­ числяются к наиболее удобным и приспособленным к сплаву на Кольском п-ове. Сложнее проходит сплав по притокам магистральных путей, как из-за боль­ шой порожистости их, так, особенно, вследствие позднего таяния льда на озерах. Все-таки, при условии устройства регулирующих воду сооружений, которы­ ми широко пользовались еще в довоенное время, сплав леса возможен повсеместно, а сеть сплавных рек настолько густа, что исключает необходимость применения сложных способов сухопутного транспор­ та леса. Общая протяженность сплавных путей — 943 км, из которых 739 км рек и 204 км озер; б л а ­ годаря этому, среднее расстояние вывозки по району не превышает 5 км. Сплав производится исключи­ тельно молевой; по рекам — россыпью, а по о зе­ рам — в кошелях; механизация переводки кошелей по озерам почти не применялась, но по оз. Нот- озеру и р. Т. совершенно необходима. Л еса басс.^ р. Т. являются естественной лесосырьевой базой г. Мурманска (хотя и не обеспечивающей п ол ­ ностью всех потребностей последнего в древесине) и в будущем это значение их, в связи с истощением лесосырьевых ресурсов в басс. р. Колы, должно б у ­ дет возрасти. Ныне, с сооружением плотины Нижѵіе- Туломской ГЭС, резко уменьшившей скорости тече. ігия и перекрывшей пороги, спл.чв долж ен итти в плотах или кошелях за искусственной тягой, причем древесина, сплавляемая по р. Т., долж н а вы груж ать­ ся на берег несколько выше плотины и оттуда — д оставляться по ж ел . дороге. Запасы древесины, равные почти 10 млн. ф/м, не только обеспечивают работу лесозаготовок на длительный срок, но и признаются достаточными дл я обосновагяя строи­ тельства небольшого, на 2—3 рамы, лесопильного завода. И з у ч е н н о с т ь . Р. Тулома и ее бассейн иссле­ дованы в гидрологическом отношении довольно пол­ но (с 1930 г.). На самой р. Т. имеется 9 водомерных постов (из них старейший — у Падуна), несколько— на Нотозере; у пор. Кривец и Падун, а такж е на р. р. Шовне, Улите, Пече, Л оте и Ноте — гидро ­ метрические станции. Геологически хорошо изучены участки строительства ГЭС и отдельные тундры; геоморфологически освещена дслина всей р. Т. С 1933 г. — метеоролог, станции а пос. Мѵрмаши и у Падуна. Х о з я й с т в е н н а я х а р а к т е р и с т и к а . Б а сс , р. Туломы почти полностью входит в состав К о л ь ­ ского адм. р-на. Вне последнего л( ж ат лишь в ер ­ ховья р. Гирвас, где по берегам оз. Гирвас разбро­ сано сел. того ж е наименования — Ена-Бабинского с.-ссзета Кировского р-на. Основная территория бас­ сейна охватывается двумя пос. советами (Кола и Мурмашн) и двум я сельсоветами (Юркино и Ристикент). Населенных пунктов — 22. из них крупнейшие- раб пос. Кола и пос. Мурмаши, при Нижн. Туломской ГЭС. Наиболее удаленные от райцентров — К ацким -О зеро (185 км от К олы ) и Гирвас (120 км от Кировска). Все населенные пункты приурочены непосредственно к рекам. Колхозы (молочно-рыболовецке-оленеводче- скііе) Тулома, Восмус, Ниванкюля, Юркино. В Коле рыболовецкий колхоз «Пробуждение» и отделение сов­ хоза «Арктика». И з постоянных рыб ловятся окунь, щука, налим; из проходных—семга (вплоть до исто­ ков р. Лоты) и сиг. Р-ін характеризуется наличием к р у г ­ логодовых оленьих пастбищ. Особенностью животн о­ водства являются мелкие стада, свойственные т а е ж ­ ной зоне. Крупные лесные массі.вы обеспечивают широкие масштабы лесозаготовок. В связи с этим по р-ну разбросан ряд бараков и нескол ько лесозагото­ вительных пунктов. З а исключением нижнего теч е­ ния р. Т., связанного с Мурманском автомобильной дорогой, р-и лишен летни х сухопутных средств сообщения. Вся свя зь осущ ествляется по рекам. Зи­ мой — оленный транспорт. Лит.: I — 2, 10, 12, 33; II — 35, 35, 129, 130, 138, 139, 176, 207, 210, 211; IV — 5. 6 , 12; V - 5, 7, 9, 21, 26, 37. ТУЛОМСКАЯ (Нижне-Туломская) ГЭС — самая се­ верная в мире речная гидроэлектростанция — распо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz