Географический словарь Кольского полуострова. В 2 т. Т. 2 / Мурм. фил. геогр.-экон. науч.-исслед. ин-та Ленингр. гос. ун-та ; [рук. и науч. ред. — проф. В. П. Вощинин. ; науч. сотрудники: Т. А. Ельченкова и др.]. – Ленинград : [б. и.], 1941. – 240 с., [42] отд. л. к.

Мурманская область 157 П и ш е в а я п р о м - с т ь . Пищевая промышлен­ ность области представлена следующими предприяти­ ями: 3 хлебозаводами, мощностью 134 т в сутки, рядом пекарен в районных центрах, населенных пунк­ тах побережья и на лесозаготовках, и колбасным за­ водом в г. Мурманске мощностью 5 т изделии в су тки. Строится пивоваренный завод мощностью 50000 г л , а также намечены к строительству в 3-й пяти­ летке молочный завод, мясокомбинат, кондитерские производства и другие. О л е н е в о д с т в о и ж и в о т н о в о д с т в о . Оле­ ни до сих пор являются неотъемлемой принадлеж­ ностью местного тундрового хозяйства в качестве тягловой силы и источника питания и одежды для саамского, коми-ижемского н неиского населения, освоение районов, лежащих в отдалении от жел. до­ роги и морских путей, без оленей было бы невоз­ можно. Основным кормовым ресурсом для оленей является ягель (различные виды лишайников), широ­ ко распространенный по всему п-ову. Работами совет­ ских геоботанических партий доказано, что запасы ягеля очень велики и используются оленево ■’твом лишь на 25Уо от возможного. Т. о. здешнее оле- і;еьодство имеет достаточную кормовую базу для сгоего дальнейшего развития. ft настоящее время общее поголовье оленей в М. о. д^ётиггет 75,5 тыс. голов (удгоекре имевшегося в 1920 г.). Коренным образом изменилась и соц. струк­ тура этой отрасли хоз-ва: крупные оленеводы-кулаки отошли в область истории. Ныне указанное пого­ ловье распределяется: в совхозах — 15,3 тыс. голов, в колхозах — 27,2 тыс., в индивидуальном пользова­ нии (в т. ч. и у колхозников)—26,8 тыс. Т. о|. обоб- нхествленному сектору принадлежит теперь 61,3% общего поголовья оленей. Крупных оленеводческих совхозов — 3, колхозов — 13. В связи с коллективи­ зацией, более двух третей саамского населения ве­ ду теперь оседлый, вполне культурный образ жиз­ ни., Несмотря на незначительную товарную продукцию даытой отрасли, она продолжает иметь чрезвычайно серьезное значение в хоз-ве округа. Перспективы ее развития и рационализации — крупные. Они связыва­ е т с я с производимым теперь землеустройством. Что :асается животноводства, то его кормовая база — различные злаки, бобовые и дикие кормовые травы — распространены по всему п-ову, но ни качественно, ни количественно егце не оценены. Существующее поголовье скота содержится и теперь, в основном, за счет привозных кормов. Общее поголовье крупного рогатого скота (преимущественно в совхозах) дове­ дено до 6,5 тыс.; лошадей — ок. 5 тыс. Кроме того, распространено свиноводство (4 с лишним тыс. голов), козоводство и овцеводство (св. 13 тыс. голов). З е м л е д е л и е . До революции, как известно, зем­ л ед ел и е на Кольском п-ове в полевом смысле не существовало. Ныне посевная площадь в области дости гла 2788 га, из них 2248 га в совхозах и под­ собных хозяйствах и 540 га в колхозах. Тем самым „ 1 деле доказана возможность этой отрасли хоз-ва в условиях Крайнего Севера. Огромная заслуга в этом деле принадлежит исследовательской работе Поляр­ ного отделения Всесоюзного Ин-та растениеводства. ѵ'рупнейшие совхозы — Индустрия, Арктика и Мур­ манск. Здесь, помимо собственно посевов, широко развито и теплично-парниковое хозяйство, а также животноводство молочного направления и свиновод- с гво. Урожайность овощей, картофеля, корнеплодов к трав — выше средней по Ленинградской обл. Зэм- .::я обраоатывается тракторами. В области организо­ вано две МТС, обслуживающие 11 колхозов. Трак­ торный парк совхозов и МТС — 39 единиц. В даль­ нейшем требуется углубление исследовательской р а ­ боты, особенно в изучении почв п-ова и способов их мелиорации. Такие р-ны, как басс. р. Туломы (вклю­ чая верховье), р. Ены и р. Умбы, явятся, несомненно, районами крупного с.-х. производства. О х о т а и р ы б о л о в с т в о в о в н у т р е н н и х в о д а х . Сырьевые ресурсы — весьма значительны, но используются недостаточно (на 20—25%). В частно­ сти, озерная рыба лишь в самое последнее время стала служить объектом систематического промысла. Т р а н с п о р т и с в я з ь . Основной осью, соединя­ ющей М. о. с Ленинградом, Москвой и всей осталь­ ной страной, является Кировская (б. Мурманская) жел. дорога, наспех построенная, в военных» целях, в 1916 году. Теперь — это первоклассная, до своим показателям, магистраль, перешедшая уже частично на электрическую тягу и пропускающая ежедневно 3 пары дальних и 8 пар ближних пассажирских по­ ездов, в т. ч. экспресс международного типа — Пег лярную Стрелу. Товарные поезда весом до 1200 т ведутся мощными электровозами. От магистрали соо­ ружены ж. д. ветки на г. Кировск, на г. Мончегорск и к Нижне-Туломской ГЭС (Мурмаши). Общий грузо­ оборот дороги в пределах М. о. — ок. 4 млн. т., Крупнейшее союзное значение имеет тарже Мур­ манский торговый порт, до революции существовав­ ший в виде жалкой деревянной пристани. Теперь — : это технически оснащенное крупнейшее народно-хо­ зяйственное предприятие, грузооборот которого при­ ближается к 2 млн. т (в т. ч. ок. 700 тыс. т — экс­ портные операции). Через этот никогда не замерзающий порт осуществляется в зимнее время морская тор­ говая связь с зарубежными странами, связь (пасса­ жирская и грузовая) с побережьем Кольского п-ова, и, наконец — с о . Шпицбергеном, откуда для нужд мурманского тралового флота систематически достав­ ляется каменный уголь. Ближайшая задача порта —. развитие малого каботажа. Воздушная связь в М. о. представлена, пока, ме­ стными линиями Мурманск—Мончегорск—Апатиты— Умба и Мурманск—Пулозеро—Ловозеро. На очере­ ди — прямое сообщеіще с Ленинградом. — Г рунтовых дорог мало (ок. 300 км). Соотв. строительство недо­ статочно. Изыскивается дорога по трассе Кировск— Умба. Телеграфно-телефонной связью обеспечены все рай­ онные центры и большая часть побережных. Телефо­ ном Мурманск связан с Ленинградом и с Москвой. Почтовая связь с отдаленными пунктами налажена неудовлетворительно. В Мурманске — широковеща - тельная радиостанция (РВ-79). Н а с е л е н и е . Создать из ничего цветущий край с неограниченными возможностями могли только лю­ ди, под руководством Коммунистической партии. На­ селение М. о. увеличилось за 19 лет в 16 с лишним раз, достигнув к 1939 г. 291183 чел., а население г. Мурманска увеличилось по сравнению с 1926 г. на 1333,6’/'о (с 8,7 до 117 тыс). В новых городах—Ки- ровске и Мончегорске — сосредоточено теперь более 50 тыс. человек. Число рабочих пром-сти с 3,3 тыс. чел. в 1920 г. возросло к 1939 г. до 33 тыс. и про­ должает неуклонно расти, подчеркивая своим удель­ ным весом ярко выраженный индустриальный харак­ тер освоения края. Первое место по количеству за ­ нятых рабочих принадлежит рыбной пром-сти (20 тыс. чел.); второе и третье место по численности Делят между собою горнорабочие и лесозаготовители. Распределение всего этого населения по территс- рии М. о. соответствует размещению хозяйства. В основном, население сосредоточено в городских Посе­ лениях (84,3°/о)—в зоне тяготения Кировской жел.-дор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz