Географический словарь Кольского полуострова. В 2 т. Т. 2 / Мурм. фил. геогр.-экон. науч.-исслед. ин-та Ленингр. гос. ун-та ; [рук. и науч. ред. — проф. В. П. Вощинин. ; науч. сотрудники: Т. А. Ельченкова и др.]. – Ленинград : [б. и.], 1941. – 240 с., [42] отд. л. к.

МУНА, р. Впадает в оз. Канозеро (сист, р. Умбы) с В: вытекает из оз. Мунозера на абс. выс. 125 м. Длина 35 км. Площадь бассейна 862 км2; падение 70 м. Сплав: в 1936 г. сплавлено к устью 31 тыс. м3. В истоке р. М. плотина (с 1933 г.). — По всей реке много жемчуженосных раковин хорошего качества; меньше — в верховьях. МУРДОЗЕРО , оз. Через озеро, в 51 км от устья, про­ текает р. Кола. Абс. выс. 95 м. Окружено высокими вараками. Длина 9 км, ширина не достигает 1 км. Представляет расширенное плесо р. Колы. Площадь бассейна 1342 км 5 (34°/о басс. р. Колы по 10-верст­ ной карте, изд. 1926 г.); собственно басс. озера ничтожен (18 км2). Притоков не имеет. Принимает с ІО р. Колу, выпускает: ее с С. Площадь озера 4 км2. Наибольшая глубина 11,5 м. Прозрачность воды — 4 м. Цвет — желто-коричневый. В оз. имеется за­ метное течение и падение. — ГІо данным предвари­ тельной разведки Лен. Геол. треста в 1932 г., дно озера покрыто диатомитом мощностью 1 —5 м, в среднем 3 м. Запас (по кат. С) — 3.5 млн. м3. Пре­ обладающая глубина воды 3—4 м. Качество диато­ мита изучено недостаточно, но, повидимому, на боль­ шей части участков не ниже среднего. Вдоль вост. берега проходит линия Кировской ж. д. В средней части правого берега ж. д. разъезд и сел. Кица. Имеется небольшая лесная биржа гл. обр. для нужд ж. д. (дрова). Исследовалось в 1927 г. рекогн. (ЛОГИДЭП), в 1931—1932 г. г. — Ак. Н. СССР (геморфол.-диатом. экспед.), в 1933—1934 г, как вэдн. путь. С 1927 г. водом. пост у разъезда Кнца (Кировск. ж. д.) Лит.: II—55. МУРМАНСК . город. Областной центр Мурманской обл. Расположен на вост. берегу Кольского зал., в южном его колене, в 50 км (по заливу) от выхода в откры­ тое (Баренцово) море. Образован в 1916 г. (см. I т о м С л о в а р я ) . База крупнейшей в СССР тра­ ловой рыбной пром-сти. Единственный в сев. части СССР незамерзающий порт. Постоянный, в связи с этим, транзитный и исходный пункт на путях между­ народного обмена, одна из главнейших баз Северного морского пути и естественная база высокоширотных полярных экспедиций и исследований. С Ленинградом соединен Кировской ж. д. (1448 км). Окружен каме­ нистыми возвышенностями и террасами спускается к заливу. Климат—относительно мягкий (средняя годо­ вая те.м-ра 4 - 0 °,9), морской, с нередкими туманами и частыми сменами температур и ветрами. Преиму­ щественное направление ветров зимой — южное, л е ­ том — северное. Продолжительность снежного по­ крова — от 5 до 7 мес. Годовое количество осадков 400—600 мм. Полной полярной ночи в М. не бывает. На его широте (69°) е 4 декабря начинаются лишь дневные околополуденные сумерки, т. е. период, даже в середине которого около полудня можно, все-таки, хоть несколько минут работать без искусственного освещения. Так продолжается до 10 января, вслед за чем «день» быстро нарастает, а темные ночи сходят на нет, и к 25 апреля обращаются в сумеречные белые. С 20 мая по 21 июля—сплошной белый день. Сумеречные белые ночи продолжаются еще до 17 августа, вслед за чем суточное распределение света входит на некоторое время в норму. Сказан­ ное относится ко всей 69 параллели. В самом же М., в силу, местных условий, сумерки продолжаются с 27, примерно, ноября по 17—21 ян- - варя. — Почвы преобладают каменистые, горно-тор­ фянистые (примитивные),. сменяющиеся переходными торфяниками в 'западинах и мягкими песчаными под­ золистыми на склонах и дренированных простран­ ствах. Из полезных ископаемых в окрестностях • - гнейсо-гранит, песок, глина. По численности населения (по переписи 1939 г. 117 054 чел., против 2,5 тыс. в 1920 г.) — самый крупный из городов мира, расположенных за Поляр­ ным Кругом. Преобладают русские (95°/о). По професс. составу наибольший процент падает на лиц. связанных с морем. Чрезвычайно значительная ДР°* слойка собственно рабочих. Гос. у чр е ж д ен и я : Обл. Исп. комитет, Горсовет, 3 районных совета (Ленин­ ский, Кировский и Микояновский), трест Мурманрыба, Упр-ние ГУСМП’а, Упр-ние торгового порта, жел. дороги и ряд адм. и хоз. организаций. Число пром. предприятий в городе доходит, к 1939 г., до 65. Из них главнейшие: судоремонт, завод, рыбообрабатыв. комбинат (ряд заводов, включая бондарный), таке­ лажные и сете-вяз. мастерские, два хлебозавода, ме­ бельная фабрика. Вблизи города молочно-овощ- ные совхозы «Арктика», «Полярная Звезда» и др. Широко развитая торговая сеть, специали­ зированные магазины, столовые. Гостиница «Аркти­ ка» на 100 номеров, дом-гостиница междурейсового отдыха моряков тралфлота, дом туриста, дом рыба­ ка, дом оленевода. Уже построенные и вновь строящиеся многоэтажные каменные здания по прос­ пекту Сталина со всеми видами благоустройства, включая центральное отопление и горячее водоснаб­ жение. Широкие улицы, яркое электрическое осве­ щение (ток Нижне-Туломской ГЭС — см). В 1939 г. вступает в эксплоатацию первая очередь теплофикации и первая очередь постоянной канализации. Жилищный фонд на 1939 г. определяется в 375 тыс. м-, что при быстро увеличивающемся населении еще явно недо­ статочно. В числе вновь строящихся зданий — Дом Советов. — Озеленен город слабо. Соц.-культурное обслуживание трудящихся: 20 школ, в т. ч. средних 14 с 16,7 тыс. учащихся при 594 учителях, детский дом, 8 клубов и большой Дом Культуры им. С. М. Кирова, краеведческий музей, библиотеки, 3 техникума (морской, педагоги­ ческий и Севморпути), несколько научно-исследов. организаций (Институт рыбн. хоз-ва, Мурм. отд. Гид- рометслужбы, филиал Ленинградского Геогр. Эконом. Науч. Исслед. Ин-та и др.). Летний цирк. Строится кино на 800 мест и клуб моряков. С 1939 г. в М. ра­ ботает постоянный гос. драматический театр, здание д л я которого на 1000 мест будет построено в 1940 г. Прямая телефонная связь с Ленинградом. Радиовещание. Многотиражные газеты областного значения «Полярная Правда», «Комсомолец Запо­ лярья» и ряд других, обслуживающих основные предприятия, 3 больницы (820 коек), родильный дом на 100 коек, 11 амбулатории, 9 яслей (645 мест), Э здравпунктов, 194 врача. Автобусное сообщение по городу и с пос. Рос.той, Колой, Мурмашами и Киль- динстроем. Пассажирское такси. Пригородное жел. дорожное сообщение с пос. Роста и ст. Шонгуй Ки­ ровской ж. д. Городской бюджет на 1939 г. 33 млн. руб. Торговый порт и вокзал жел. дороги — наиболее оживленные места в городе. Через них на Ю и на С следует огромное количество грузов (см. М. об­ л а с т ь , т р а н с п о р т ) и пассажиров. Через порт и жел. дорогу (помимо телефона и телеграфа) М. свя­ зывается и с внешним миром и со всеми пунктами области. Современный М., как центр политической, обще­ ственной и хозяйственной жизни области, не успе­ вает удовлетворять предъявляемые к нему запросы. Отсюда — проект создания «Большого Мурманска», территорию которого должна охватить 20 -километро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz