Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

как к собственному интеллектуальному развитию, так и к развитию данного качества у ребенка. Возрастающие требования социума к интеллектуальному развитию ребенка в период его подготовки к школе способствуют изменению ценностного отношения ро­ дителей к интеллектуальному развитию детей. Этот факт вызывает напряжение в дет­ ско-родительских отношениях, которое выражается в увеличении требований, строго­ сти и контроля, и выступает как дисбалансирующий фактор системы отношений «ро­ дитель-ребенок». Родитель, адекватно оценивающие своих детей, обладают важными личностными качествами, имеющими среднюю степень выраженности. К их числу от­ носится эмоциональность, уровень интеллектуального развития, обязательность, до­ верчивость, наивность, мечтательность, гибкость, конформность и фрустрированность. Мотивационный компонент. Смысловая традиция от родителя к ребенку спо­ собствует возникновению общих целей, мотивов, т.е. формируют смысловой фонд дет­ ско-родительских отношений. Поведенческий компонент. Способ общения в семье, общий уклад ее жизни яв­ ляются существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителем и ребенком. В семьях, регулярно применяющих физическое наказа­ ние детей, родители и дети совладают с жизненными трудностями, в основном, исполь­ зуя экспрессивные формы совладания, что более деструктивно проявляется у детей. Совпадающее поведение детей и родителей, применяющих физическое наказание, свя­ заны между собой. В таких семьях регулярные физические наказания являются меха­ низмом неэффективного совладания родителей. Искажения в детско-родительских от­ ношениях в семьях детей и подростков с расстройствами поведения связаны со стрем­ лением родителей к симбиотическим тенденциям и эмоциональным отвержением. У родителей отмечается при этом повышенная фиксация на негативных эмоционально­ волевых характеристиках у своих детей и подростков, слабость эмоционально-волевого контроля, раздражительность, тревожность, эмотивность и повышенная утомляемость. По мнению Л.Б. Шнайдера [7], благоприятными являются следующие принципы общения родителей с ребенком: принятие ребенка как данность, эмпатия (взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию) и конгруэнтность (аде­ кватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему). В психолого-педагогической литературе описаны различные варианты роди­ тельских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Согласно точке зрения А.Я. Варга [2], в качестве основных типов родительского отношения выделяют следующие: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), ав­ торитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»). По мнению В.П. Дружинина [3], классификация типов родительского отноше­ ния выглядит следующим образом: поддержка, разрешение, приспособление к потреб­ ностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ре­ бенку; непоследовательное поведение. В. Сатир [5] выделяет позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчет­ ливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся», а так же позитивную модель поведения — гибкую, или уравновешенную, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. Как отмечает А.С. Спиваковская [6], роль ребенка мож­ но четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, сте­ реотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz