Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.
как к собственному интеллектуальному развитию, так и к развитию данного качества у ребенка. Возрастающие требования социума к интеллектуальному развитию ребенка в период его подготовки к школе способствуют изменению ценностного отношения ро дителей к интеллектуальному развитию детей. Этот факт вызывает напряжение в дет ско-родительских отношениях, которое выражается в увеличении требований, строго сти и контроля, и выступает как дисбалансирующий фактор системы отношений «ро дитель-ребенок». Родитель, адекватно оценивающие своих детей, обладают важными личностными качествами, имеющими среднюю степень выраженности. К их числу от носится эмоциональность, уровень интеллектуального развития, обязательность, до верчивость, наивность, мечтательность, гибкость, конформность и фрустрированность. Мотивационный компонент. Смысловая традиция от родителя к ребенку спо собствует возникновению общих целей, мотивов, т.е. формируют смысловой фонд дет ско-родительских отношений. Поведенческий компонент. Способ общения в семье, общий уклад ее жизни яв ляются существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителем и ребенком. В семьях, регулярно применяющих физическое наказа ние детей, родители и дети совладают с жизненными трудностями, в основном, исполь зуя экспрессивные формы совладания, что более деструктивно проявляется у детей. Совпадающее поведение детей и родителей, применяющих физическое наказание, свя заны между собой. В таких семьях регулярные физические наказания являются меха низмом неэффективного совладания родителей. Искажения в детско-родительских от ношениях в семьях детей и подростков с расстройствами поведения связаны со стрем лением родителей к симбиотическим тенденциям и эмоциональным отвержением. У родителей отмечается при этом повышенная фиксация на негативных эмоционально волевых характеристиках у своих детей и подростков, слабость эмоционально-волевого контроля, раздражительность, тревожность, эмотивность и повышенная утомляемость. По мнению Л.Б. Шнайдера [7], благоприятными являются следующие принципы общения родителей с ребенком: принятие ребенка как данность, эмпатия (взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию) и конгруэнтность (аде кватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему). В психолого-педагогической литературе описаны различные варианты роди тельских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Согласно точке зрения А.Я. Варга [2], в качестве основных типов родительского отношения выделяют следующие: симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), ав торитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»). По мнению В.П. Дружинина [3], классификация типов родительского отноше ния выглядит следующим образом: поддержка, разрешение, приспособление к потреб ностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ре бенку; непоследовательное поведение. В. Сатир [5] выделяет позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчет ливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся», а так же позитивную модель поведения — гибкую, или уравновешенную, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. Как отмечает А.С. Спиваковская [6], роль ребенка мож но четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, сте реотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz