Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ А.В. Шелиховская, О.Н. Богаевская Мурманский государственный педагогический университет, кафедра дошкольного и начального образования 183720, Мурманск, ул. Егорова, 15 Под детско-родительскими отношениями понимают один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему разнообразных чувств родителей по от­ ношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга. Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми наруше­ ниями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать - ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Роди­ тельская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взгля­ дами, намерениями; установка — менее однозначна. Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, Л.Б. Шнейдер [7] исходит из следующих положений: 1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отноше­ ния, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка; 2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супру­ жеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспита­ ние ребенка. Традиционно в структуре детско-родительских отношений выделяют следую­ щие компоненты [1]: Эмоциональный компонент. Детско-родительские отношения, являясь эмоцио­ нально-позитивной стороной в межличностных отношениях, в случае неадекватной ро­ дительской позиции родителей приобретают характер тотального неприятия личности ребенка, что приводит к ее фрустрации и образованию у ребенка невротических прояв­ лений. Когнитивный компонент. Проблемы в когнитивном компоненте детско- родительских отношений вызывает нивелирование целостного отношения родителей 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz