Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

ся как более широкое понятие, чем «социализация». Однако при формировании соци­ ального опыта человека необходим анализ социальной среды и особенностей взаимо­ действия человека с этой средой. Под средой понимается общественная и культурная жизнь, в сфере которой осуществляется взаимодействие человека с окружающим ми­ ром. Традиционно выделяют макро-, мезо-, микросреду. Решающую роль в развитии образа «Я» большинство ученых отводят микросреде. Любой тип микросреды пред­ ставляет собой динамичное единство личностных и духовных элементов с предметно­ волевой средой, которая окружает человека, и с которой он взаимодействует. Высту­ пая, как сфера социализации, микросреда выполняет функцию представления матери­ альных и духовных благ, условий для формирования личности. Выступая как условие личности, микросреда выполняет функцию самоопределения личности. Выступая как опосредование, микросреда выполняет функцию вовлечения личности во взаимодейст­ вие со средой. Исходя из того, что «принадлежность» человека к какой-то конкретной микро­ среде не может фатально обрекать человека на такой образ мыслей и поведения, кото­ рый требует окружение, что обогащение микросреды ребенка социальным опытом, ин- териоризация этого опыта приведут к тому, что ребенок будет активнее и разносторон­ нее проявлять себя в качестве творца собственной жизни. Наличие положительного се­ мейного опыта и обогащение его в разнообразной деятельности будет служить средст­ вом успешной социализации личности детей (Н.А.Актов, Я.Л.Коломенский и С.С.Харин и др.). Таким образом, анализ литературы показал следующее. В настоящее время име­ ется методолого-теоретическая база, которая может служить основой в исследовании процесса социализации как педагогической проблемы. Социализация определяется как «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собст­ венном опыте. В процессе социализации человек приобретает качества, ценности, убе­ ждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормаль­ ной жизнедеятельности в обществе. Под социализацией следует понимать весь много­ гранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных от­ ношений. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной реали­ зации. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и инди­ видуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразо­ вания». Литература 1. Абульханова-Славская К.А. Жизненная перспектива личности. - М: Наука, 1977. - С. 30-43. 2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах в социализации //Человек и общество. - № 9 . -Л Г У , 1971.- 306 с. 3. Беляева Л.С., Трудкова Е.Г. Поморская этнопедагогика как эмпирическая иннова­ ция // Инновации в педагогике и частных методиках: Сборник научных статей. - СПб. - Мурманск, 1998. - С.4-11. 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 416 с. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz