Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.
ся как более широкое понятие, чем «социализация». Однако при формировании соци ального опыта человека необходим анализ социальной среды и особенностей взаимо действия человека с этой средой. Под средой понимается общественная и культурная жизнь, в сфере которой осуществляется взаимодействие человека с окружающим ми ром. Традиционно выделяют макро-, мезо-, микросреду. Решающую роль в развитии образа «Я» большинство ученых отводят микросреде. Любой тип микросреды пред ставляет собой динамичное единство личностных и духовных элементов с предметно волевой средой, которая окружает человека, и с которой он взаимодействует. Высту пая, как сфера социализации, микросреда выполняет функцию представления матери альных и духовных благ, условий для формирования личности. Выступая как условие личности, микросреда выполняет функцию самоопределения личности. Выступая как опосредование, микросреда выполняет функцию вовлечения личности во взаимодейст вие со средой. Исходя из того, что «принадлежность» человека к какой-то конкретной микро среде не может фатально обрекать человека на такой образ мыслей и поведения, кото рый требует окружение, что обогащение микросреды ребенка социальным опытом, ин- териоризация этого опыта приведут к тому, что ребенок будет активнее и разносторон нее проявлять себя в качестве творца собственной жизни. Наличие положительного се мейного опыта и обогащение его в разнообразной деятельности будет служить средст вом успешной социализации личности детей (Н.А.Актов, Я.Л.Коломенский и С.С.Харин и др.). Таким образом, анализ литературы показал следующее. В настоящее время име ется методолого-теоретическая база, которая может служить основой в исследовании процесса социализации как педагогической проблемы. Социализация определяется как «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собст венном опыте. В процессе социализации человек приобретает качества, ценности, убе ждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормаль ной жизнедеятельности в обществе. Под социализацией следует понимать весь много гранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных от ношений. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной реали зации. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и инди видуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразо вания». Литература 1. Абульханова-Славская К.А. Жизненная перспектива личности. - М: Наука, 1977. - С. 30-43. 2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах в социализации //Человек и общество. - № 9 . -Л Г У , 1971.- 306 с. 3. Беляева Л.С., Трудкова Е.Г. Поморская этнопедагогика как эмпирическая иннова ция // Инновации в педагогике и частных методиках: Сборник научных статей. - СПб. - Мурманск, 1998. - С.4-11. 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 416 с. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz