Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.
ческим средством первого уровня в процессе социализации становятся ее факторы: со циально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая си туация. Педагогическим средством второго уровня можно считать институты социали зации: семью, дошкольные учреждения, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой коммуникации. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отноше ния. Рассмотренные средства социализации не исчерпывают всех каналов реализа ции, тем более что все институты и факторы социализации действуют, как правило, од новременно, и вместе с тем, автономно. Таким образом, конкретный человек всегда оказывается как бы в фокусе множества рассогласованных социализирующих воздей ствий. В одних случаях такая ситуация вызывает антисоциальное поведение, а в других - побуждает к самостоятельности и творческой инициативе личности. Средства социализации выполняют в процессе социализации различные функ ции, что может служить основанием классификации. Одну из таких классификаций предложил исследователь В.Момов, употребивший вместо понятия «функция» форму лировку «организованный механизм воздействия на человека», что в целом не меняет существа основания. Первую группу функций составляют: информационно-образовательные средст ва, которые обеспечивают распространение и усвоение определенной социальной ин формации. Эти институты коммуникации и массовой пропаганды, средства образова ния с его институтами. Вторая группа включает организационно-регулирующие средства, создающие в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у личности собственного социального опыта. Третья группа - регулятивно-контролирующие средства социализации, функции которых - обеспечение системы социальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются, во-первых, социальные нормы, которые определяют меру типичных обязательных и допустимых вариантов поведения. Во-вторых, это такие социальные эталоны, которые влияют на ценностную ориентацию личности. Четвертая группа средств социализации - стимулирующие. Они обеспечивают «духовное», «материальное» стимулирование социальной активности личности. В контексте современной педагогической парадигмы проблема социализации приобретает новый педагогический статус. Главные воспитательные постулаты ее можно наметить следующим образом: 1. Основная цель воспитания трактуется не аморфно (всестороннее и гармониче ское развитие личности), а человек рассматривается как самоценность, что ведет к при знанию уникальности каждого ребенка. (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.И. Анд реев, Б.М. Бим-Бад, Д.Г. Левитес и др.). 2. Развитие личности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности. Сле довательно, воспитание - часть процесса социализации (Л.Ю. Гордин, Л.Н. Литвин, Б.Т. Лихачев, Л.М. Сазонова, Б.А. Смагина, Г.А. Урунтаева и др. Анализ литературы убеждает, что к соотношению процессов воспитания и со циализации можно подойти двояким образом. С точки зрения социологических источ ников, воспитание рассматривается как одно из средств социализации и выступает как более узкое понятие по содержанию и объему, чем понятие «социализация». В педагогических источниках социализация является органичным звеном вос питательного процесса, и в данном случае понятие «воспитание» может рассматривать 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz