Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

ческим средством первого уровня в процессе социализации становятся ее факторы: со­ циально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая си­ туация. Педагогическим средством второго уровня можно считать институты социали­ зации: семью, дошкольные учреждения, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой коммуникации. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отноше­ ния. Рассмотренные средства социализации не исчерпывают всех каналов реализа­ ции, тем более что все институты и факторы социализации действуют, как правило, од­ новременно, и вместе с тем, автономно. Таким образом, конкретный человек всегда оказывается как бы в фокусе множества рассогласованных социализирующих воздей­ ствий. В одних случаях такая ситуация вызывает антисоциальное поведение, а в других - побуждает к самостоятельности и творческой инициативе личности. Средства социализации выполняют в процессе социализации различные функ­ ции, что может служить основанием классификации. Одну из таких классификаций предложил исследователь В.Момов, употребивший вместо понятия «функция» форму­ лировку «организованный механизм воздействия на человека», что в целом не меняет существа основания. Первую группу функций составляют: информационно-образовательные средст­ ва, которые обеспечивают распространение и усвоение определенной социальной ин­ формации. Эти институты коммуникации и массовой пропаганды, средства образова­ ния с его институтами. Вторая группа включает организационно-регулирующие средства, создающие в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у личности собственного социального опыта. Третья группа - регулятивно-контролирующие средства социализации, функции которых - обеспечение системы социальных эталонов. В качестве социальных эталонов используются, во-первых, социальные нормы, которые определяют меру типичных обязательных и допустимых вариантов поведения. Во-вторых, это такие социальные эталоны, которые влияют на ценностную ориентацию личности. Четвертая группа средств социализации - стимулирующие. Они обеспечивают «духовное», «материальное» стимулирование социальной активности личности. В контексте современной педагогической парадигмы проблема социализации приобретает новый педагогический статус. Главные воспитательные постулаты ее можно наметить следующим образом: 1. Основная цель воспитания трактуется не аморфно (всестороннее и гармониче­ ское развитие личности), а человек рассматривается как самоценность, что ведет к при­ знанию уникальности каждого ребенка. (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.И. Анд­ реев, Б.М. Бим-Бад, Д.Г. Левитес и др.). 2. Развитие личности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности. Сле­ довательно, воспитание - часть процесса социализации (Л.Ю. Гордин, Л.Н. Литвин, Б.Т. Лихачев, Л.М. Сазонова, Б.А. Смагина, Г.А. Урунтаева и др. Анализ литературы убеждает, что к соотношению процессов воспитания и со­ циализации можно подойти двояким образом. С точки зрения социологических источ­ ников, воспитание рассматривается как одно из средств социализации и выступает как более узкое понятие по содержанию и объему, чем понятие «социализация». В педагогических источниках социализация является органичным звеном вос­ питательного процесса, и в данном случае понятие «воспитание» может рассматривать­ 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz