Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Н.Д. Шоломицкая Мурманский государственный педагогический университет, кафедра дошкольного и начального образования 183720, Мурманск, ул. Егорова, 15 Рассмотрение проблемы уместно начать с выявления философских и педагоги ческих аспектов феномена «социализация». Философской основой понятия «социали зация» является диалектико-материалистическая концепция, согласно которой социа лизация рассматривается как целостный и универсальный процесс в единстве филоге неза (формирование родовых свойств человека) и онтогенеза (формирование конкрет ного типа личности). Исследователи трактуют социализацию как процесс эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и со циальным через преобразование биологического. Естественно, что человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окружающим миром. Как отмечает Н.Ф. Голованова, суть первого уровня - «организм - окружающая среда» состоит в том, что человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм к окружающей среде. Второй уровень социализации - «субъект-объект» - предполагает взаимодейст вие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня ха рактерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня является овладение ребенком речью как общественным средством коммуника ции. С ее помощью он приобщается к нормам, ценностям общества, к его духовной культуре. Третий уровень социализации - «личность-общество». Это высший уровень де терминации: он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в об ществе (социальных требований, правил, ожиданий). На его основе складываются мо тивы поведения, установки, которые личность должна усваивать, чтобы существовать в данном обществе. Исходя из сказанного, социализация понимается как процесс взаи модействия индивида в обществе на основе предметно-преобразовательной деятельно сти индивида, результатом которой является исторически - конкретная форма соци альности. Большое значение имеет понятие родовой сущности человека, поскольку чело век в отличие от животных организмов обнаруживает биологическую готовность к формированию социальных характеристик, и фактом бытия индивида в обществе родо вая сущность не проявляется, если она не актуализирована в индивидуальной жизне деятельности. «Данность человека конкретному обществу не вооружает его специфи ческим образом жизни, существенным для этого общества. Такой образ жизни должен быть сформирован самим человеком в процессе воспитания и социализации». Освоение духовных ценностей в процессе распредмечивания и опредмечивания выступает сущностью деятельности, а его результатом является сам человек в его об щественных отношениях, то есть мир человека. Освоение понимается как универсальный творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человек, в ходе которого происходит преобразо вание природной предметности в социальную, самоутверждение человека в мире как 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz