Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

ГЕОГРАФИЯ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ М.С. Динаева Мурманский государственный педагогический университет 183720, Мурманск, ул. Егорова, 15 По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении к туризму пешеходному. Особая увлеченность лыжным туризмом проистекает из того, что на значительной части территории нашей страны снежный покров держится несколько месяцев, а в ряде мест зима - единствен­ ное время года, когда можно совершать туристские походы. Продолжительное время занятия туризмом, в том числе и спортивным, отожде­ ствлялись с одной из форм занятий рекреационной физкультурой. Как следствие этого можно констатировать факт малого количества научно-исследовательских работ, по­ священных спортивному туризму, в то время как лыжный туризм претерпел большие изменения, начиная с усовершенствования снаряжения, техники, тактики, изменения географии лыжных путешествий и заканчивая идеологией. У России есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В течение каждого зимнего сезона туристы совершают десятки тысяч походов. Правда, по числу зарегистрированных категорийных путешествий лыжный туризм ча­ ще всего занимает третье или четвертое места. Но многое говорит за то, что в ближай­ шие годы лыжный туризм, по всей вероятности, поднимется на более высокое место. Основанием для столь оптимистических предположений служат данные о росте его массовости. С целью изучения современного состояния и перспектив развития лыжного ту­ ризма в России нами было проведено выборочное анкетирование туристов - лыжников, охватывающее 26 туристских клубов из 20 городов России. Отдельно рассматривался региональный компонент - Мурманская область. В анкетировании приняли участие 120 туристов, занимающихся лыжным туризмом. Росту массовости в лыжном туризме способствует увеличение количества заре­ гистрированных категорийных походов. Туристы, особенно начинающие, в результате прохождения походов получают соответствующие разряды и звания. Это в свою оче­ редь вызывает так называемый «спортивный интерес», подталкивает человека участво­ вать в более серьёзных походах - походах высшей категории сложности. Без достаточ­ ного количества таких туристов немыслимо развитие массовости, поскольку именно на их плечи ложится подготовка руководителей туристских секций. Итак, в исследовании принимали участие люди, имеющие категорийный опыт от 1 до 85 пройденных лыж­ ных походов. Среднее количество походов, преодолённых анкетируемыми, составляет 21, 4 похода на одного человека. Наибольшее количество опрошенных в своих поход­ ных стремлениях дошло до высших категорий сложности: 21 % - до 6КС (вершины мастерства), 24 % - до 5КС . В увеличении роста массовости в лыжном туризме немаловажное значение иг­ рают такие факторы, как: мотивация, вовлечение друзей в туристский спорт. Как выяс­ нилось в ходе исследования, наиболее частыми ответами на вопрос «Что Вас больше привлекает в спортивном туризме?» были следующие ответы, которые мы объединили в три категории: здоровье (то есть поддержание здорового образа жизни), спорт (то есть возможность преодолеть, испытать себя, борьба с трудностями) и общение (то есть 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz