Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.
ГЕОГРАФИЯ ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ М.С. Динаева Мурманский государственный педагогический университет 183720, Мурманск, ул. Егорова, 15 По своей популярности и массовости лыжный туризм занимает одно из первых мест, приближаясь в этом отношении к туризму пешеходному. Особая увлеченность лыжным туризмом проистекает из того, что на значительной части территории нашей страны снежный покров держится несколько месяцев, а в ряде мест зима - единствен ное время года, когда можно совершать туристские походы. Продолжительное время занятия туризмом, в том числе и спортивным, отожде ствлялись с одной из форм занятий рекреационной физкультурой. Как следствие этого можно констатировать факт малого количества научно-исследовательских работ, по священных спортивному туризму, в то время как лыжный туризм претерпел большие изменения, начиная с усовершенствования снаряжения, техники, тактики, изменения географии лыжных путешествий и заканчивая идеологией. У России есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В течение каждого зимнего сезона туристы совершают десятки тысяч походов. Правда, по числу зарегистрированных категорийных путешествий лыжный туризм ча ще всего занимает третье или четвертое места. Но многое говорит за то, что в ближай шие годы лыжный туризм, по всей вероятности, поднимется на более высокое место. Основанием для столь оптимистических предположений служат данные о росте его массовости. С целью изучения современного состояния и перспектив развития лыжного ту ризма в России нами было проведено выборочное анкетирование туристов - лыжников, охватывающее 26 туристских клубов из 20 городов России. Отдельно рассматривался региональный компонент - Мурманская область. В анкетировании приняли участие 120 туристов, занимающихся лыжным туризмом. Росту массовости в лыжном туризме способствует увеличение количества заре гистрированных категорийных походов. Туристы, особенно начинающие, в результате прохождения походов получают соответствующие разряды и звания. Это в свою оче редь вызывает так называемый «спортивный интерес», подталкивает человека участво вать в более серьёзных походах - походах высшей категории сложности. Без достаточ ного количества таких туристов немыслимо развитие массовости, поскольку именно на их плечи ложится подготовка руководителей туристских секций. Итак, в исследовании принимали участие люди, имеющие категорийный опыт от 1 до 85 пройденных лыж ных походов. Среднее количество походов, преодолённых анкетируемыми, составляет 21, 4 похода на одного человека. Наибольшее количество опрошенных в своих поход ных стремлениях дошло до высших категорий сложности: 21 % - до 6КС (вершины мастерства), 24 % - до 5КС . В увеличении роста массовости в лыжном туризме немаловажное значение иг рают такие факторы, как: мотивация, вовлечение друзей в туристский спорт. Как выяс нилось в ходе исследования, наиболее частыми ответами на вопрос «Что Вас больше привлекает в спортивном туризме?» были следующие ответы, которые мы объединили в три категории: здоровье (то есть поддержание здорового образа жизни), спорт (то есть возможность преодолеть, испытать себя, борьба с трудностями) и общение (то есть 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz