Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МУЛЬТИАГЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ВИРТУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА» А.В. Маслобоев1, Е.В. Маклова 2 Институт информатики и математического моделирования Кольского НЦ РАН 2Кольский филиал Петрозаводского государственного университета 184200, г.Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана 24А e-mail:1 lmasloboev@,iimm.kolasc.net.ru, 2 maklova@,mail.ru В статье описывается архитектура, принципы функционирования и опыт про­ граммной реализации распределенной информационной системы «Виртуальная учеб­ ная среда». Система разработана на основе мультиагентного подхода, в рамках которо­ го система строится как совокупность агентов (агенты пользователя, агенты преподава­ теля, агенты студента и т.д.), каждый из которых имеет семантическое описание своего поля деятельности, имеет собственные цели, переговаривается с другими агентами для достижения компромиссов. В качестве технологии реализации использована техноло­ гия построения распределенных объектных приложений CORBA (Common Object Request Broker Architecture). Агенты системы представляют собой программные при­ ложения (апплеты) и разработаны в программной инструментальной среде Borland Del­ phi 7.0. Введение В настоящее время в связи с быстрым развитием международной глобальной сети Internet перед ВУЗами возникают задачи эффективного использования новых сетевых технологий. В этой области наиболее актуальной является задача создания и широкого внедрения в учебный процесс автоматизированных систем дистанционного обучения и диагностики качества знаний. Проектирование систем дистанционного позволяет авто­ матизировать не только процесс обучения по лекционному материалу, но и автомати­ зировать такую форму занятий, как индивидуальная работа студентов, так как в основу подобных систем закладывается распределенная модель хранения информации. По­ скольку подобные системы содержат большой объем разнородной информации, возни­ кает проблема наиболее полного, эффективного и индивидуального представления ма­ териала для пользователя. В подобных приложениях весьма эффективен мультиагент- ный подход. По мере работы пользователя мультиагентная система имеет возможность получать все больше данных о его предпочтениях как явно (анкетирование, обработка пользовательских запросов), так и неявно (например, анализируя статистику посещения различных разделов). На базе этой информации можно строить эвристические класси­ фикации пользователей и предположения о "следующих шагах" пользователя, соответ­ ствующим образом подстраивать средства навигации, формировать образовательные сценарии (например, в зависимости от уровня подготовки пользователя или времени, которым он располагает). Постановка задачи Современные системы дистанционного образования выполняют следующие функции: ■ Обеспечивают доступ к образовательной среде только тех пользователей, ко­ торые зарегистрированы в системе. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz