Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

ОСОБЕННОСТИ ЕГЭ КАК ФОРМЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ А.В. Терентьева Мурманский государственный педагогический университет, кафедра биологии и химии 183720, Мурманск, ул. Егорова, 15 В настоящее время одной из реформ образования Российской школы стало введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве формы проверки знаний учащихся при выходе из основной полной школы. В дискуссиях вокруг введения ЕГЭ его оценки колеблются в диапазоне от «ключевого направления модернизации образо­ вания» до «полнейшего безобразия», а его сторонники и противники больше стремятся обвинить своих оппонентов во всех тяжких грехах, чем убедить в своей правоте. В де­ батах по поводу ЕГЭ принимают участие не только чиновники Министерства образо­ вания, но и политические деятели, многие из которых, пользуясь остротой проблемы, включают обсуждение данного вопроса в свои агитационные издания. В такой обста­ новке особенно важно оценить последствия предлагаемого нововведения. Этим опре­ деляется актуальность данного исследования. Предложенная правительством России в 2001 г. реформа образования преду­ сматривает замену в некоторых регионах страны выпускных экзаменов в средней шко­ ле и вступительных экзаменов в ВУЗах Единым Государственным Экзаменом, который проводится независимыми аттестационными комиссиями. Предполагается, что по ито­ гам такого экзамена учащийся получит Государственное именное финансовое обяза­ тельство (ГИФО), по которому государство оплатит полностью или частично (в зави­ симости от итога экзамена) расходы на образование. Перед введением ЕГЭ в школах экспериментальных регионов РФ независи­ мые эксперты тщательно изучили все стороны воздействия на ученика данной формы проверки знаний, используя зарубежный педагогический опыт. Были исследованы «ма­ кеты» Государственного экзамена, применяемые в Дании, США, Германии. За основу был взят образец, используемый в Соединенных Штатах Америки, в свою очередь адаптированный к условиям российской школы. В пользу новшества приводятся следующие аргументы: улучшение финанси­ рования ВУЗов; устранение коррупции в приемных комиссиях в ВУЗы; снятие чрез­ мерной нагрузки на ученика (две экзаменационные сессии в школе и в ВУЗе за одно лето); решение проблемы, связанной с дороговизной железнодорожных билетов, что не позволяет абитуриентам приехать на вступительные экзамены. Против Единого государственного экзамена выдвигаются такие аргументы: • предлагаемый проект легализует платное высшее образование и в принципе открывает возможности для манипуляции расходами на образование, опла­ чиваемое государством; • общение чиновников независимых аттестационных комиссий с абитуриен­ тами будет иметь место только на Едином государственном экзамене, т.е. эти службы никак не отвечают за конечный результат своей деятельности - каче­ ство подготовленных специалистов. Изучив периодические издания, мы можем говорить о том, что в настоящее время основными категориями граждан, выступающими против нововведения, являют­ 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz