Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

честв младших школьников. При анализе данных обнаружилось, что третьеклассники, чьи родители реализуют тип отношения «принятие» в 80% случаев показывают высо­ кий уровень развития положительных личностных качеств (в 20% - средний уровень); они обладают развитой эмпатией, общительны, справедливы, правдивы, вежливы, са­ мостоятельны и т.д. При типе родительского отношения «кооперация» 33% детей проявили высокий уровень сформированности положительных личностных качеств, 67% - средний, они, кроме качеств, обнаруженных в предыдущей группе (тип «принятие»), нередко явля­ ются еще и настойчивыми, уверенными в себе, инициативными. Младшие школьники, в семьях которых проявляется тип отношения «симби­ оз», чаще обладают средним уровнем развития положительных личностных качеств (83%). Им в большей степени присущи такие качества, как послушание, общитель­ ность, правдивость и реже - самостоятельность, настойчивость, уверенность в себе. Дети, для семей которых характерен тип родительского отношения «гиперсо­ циализация», показали средний уровень сформированности положительных личност­ ных качеств. Наряду с такими качествами, как общительность, вежливость, справедли­ вость им свойственны агрессивность, обидчивость, отсутствие эмпатии и альтруизма. Ребенок, родители которого реализуют тип отношения «маленький неудачник», имеет низкий уровень развития положительных личностных качеств. Все положитель­ ные качества, диагностируемые опросником, были оценены родителями детей как не выраженные или иногда проявляющиеся. В обобщенном виде полученные данные представлены в диаграмме 2. Диаграмма 2 Соотношение уровней сформированности положительных личностных качеств и типа родительского отношения О высок ■ сред □ низк принят симб коопер гиперсоц мал неуд Проведенное исследование дает основания констатировать, что от типа роди­ тельского отношения к детям во многом зависит, какие личностные качества будут сформированы и развиты у ребенка, насколько легко он будет адаптироваться в обще­ стве, каковы будут его успехи в сфере межличностных отношений и т.д. Обобщая по­ лученные данные, можно сделать вывод о том, что наличие позитивных детско- родигельских отношений в системе воспитательного потенциала семьи способствует формированию положительных личностных качеств у младших школьников. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz