Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

Э.Г. Эйдемиллером [8] выделены типы воспитания и причины, закрепившие их в семье посредством установления определенных детско-родительских отношений. В определении типа воспитательного процесса данный автор исходит из сле­ дующих характерных особенностей, присущих каждому из них: • уровень протекции - мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку; • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных); • степень предъявления требований - количество и качество обязанностей ребен- • степень запретов - мера самостоятельности ребенка, возможность самому вы­ бирать способ поведения; • строгость санкций - приверженность родителей к наказаниям как приему вос­ питания; • устойчивость стиля воспитания - выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания. В соответствии с указанными признаками к типам негармоничного семейного воспитания относятся: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротек­ ция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция. Для изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях младших школьников использовалась методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. В исследовании приняли участие семьи двадцати учащихся третьего класса одной из школ г. Мурманска. Наглядно полученные данные отражены в диаграмме 1. Диаграмма 1 Типы родительского отношения Осимбиоз ■ кооперация □ принятие □ гиперсоциализация ■ малю неудачник Как следует из диаіраммы, наиболее распространенными являются стили роди­ тельского отношения по типу «симбиоз», «кооперация» (по 30%) и «принятие» (20%), которые характеризуются тем, что родители принимают ребенка таким, какой он есть, симпатизируют ему, ощущают с ним эмоциональную связь, доверяют ему. При стилях «авторитарная гиперсоциализация» (15%) и «маленький неудачник» (5%) родители занимают в отношении ребенка доминирующую позицию, повсеместно контролируют его действия, приписывают ему несостоятельность и несамостоятель­ ность. При стиле «гиперсоциализация» к тому же преобладает суровость наказаний ре­ бенка при провинности, требование дисциплины и подчинения. Интересными представляются результаты проведенного нами анализа влияния типов детско-родительских отношений на уровень сформированности личностных ка­ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz