Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизи- рующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взросло­ го, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его раз­ вития. Одним из основных психолого-педагогических понятий для характеристики дет­ ско-родительских отношений в системе воспитательного потенциала семьи является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально­ психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили обще­ ния. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данно­ го родителя с данным ребенком; это образ действий по отношению к ребенку. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анали­ за родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной бли­ зости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное от­ вержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим ко­ личеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тен­ денциями) [3, 4]. Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее по­ ведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (кри­ териев). Выделяются четыре типа стиля воспитания [4]: • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля). • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля). • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля). • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля). В центре внимания многих исследований последних лет находится проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психи­ ческом развитии и даже здоровье детей. Так, Захаровым А.И. определен ряд парамет­ ров воспитательного процесса, имеющих особое значение с клинико-психологических позиций: 1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие. 2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничи­ тельный. 3. Последовательность - непоследовательность. 4. Аффективная устойчивость - неустойчивость. 5. Тревожность - нетревожность. Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся с различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха; сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность - к развитию истерического невроза. Выра­ женное ограничительство - к неврозу навязчивых состояний. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz