Естественнонаучные проблемы Арктического региона : восьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 15-16 мая 2007г. : труды конференции. Мурманск, 2008.

отношения. Роль - это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, со­ четание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми. Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примири­ тель», «беби». «Козел отпущения» — это объект для проявления взаимного недоволь­ ства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супруже­ ских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи. Исследователями указываются и другие роли: «ребенок-обуза», «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок — «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, за­ боты, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) [3]. Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение - пренебрежение, близость - даль­ ность [6]. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы ро­ дительской любви: - действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помо­ гать ему в этом»; - отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним»); - действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения: «Мой ре­ бенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю»); - любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, боль­ шая межличностная дистанция: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недоста­ точно умен и физически развит»); - отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело»); - презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция: «Я муча­ юсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, трус­ лив, неприятен другим людям»). - преследование (антипатия, неуважение, близость: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»). Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем». В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что оптимальная роди­ тельская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке осо­ бенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе до­ биться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей — важнейшее условие успешности развития. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz