Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ПЕРСПЕКТИВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Б.Ф. Петров Мурманский государственный технический университет, Институт дистанционного обучения 183010, г. Мурманск, ул. Спортивная, 13 В настоящее время благодаря достижениям в области развития информационных технологий происходит формирование новых возможностей практически во всех областях человеческой деятельности. Фактически можно говорить о формировании информацион­ ного общества, в котором нет границ для быстрого и содержательного обмена информацией. В сфере образования все шире используются дистанционные технологии обучения, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных тех­ нологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающегося и педагоги­ ческого работника. За последние 10-15 лет в разных странах появилось в совокупности более десятка так называемых мега-университетов, число обучающихся в каждом из кото­ рых превышает 30 тыс. человек. Создаются виртуальные библиотеки образовательной на­ правленности и образовательные порталы. Например, в США создан интегрированный портал-шлюз GEM (Gateway to Educational Materials'), в Европе - образовательный портал SchoolNet и ряд других. Сложившаяся социально-экономическая обстановка в России обозначила проблему предоставления возможности получения профессионального образования для различных слоев населения. Кроме того, существенные преобразования, происходящие в российском высшем и среднем образовании в связи с его интеграцией в мировую образовательную систему, требуют переноса центра тяжести в учебном процессе с аудиторной на внеауди­ торную самостоятельную деятельность обучающихся, построения новых методических схем. Мировой опыт показывает, что основным инструментом решения указанных про­ блем является внедрение в образовательный процесс технологий дистанционного обуче­ ния. В настоящее время несколько десятков крупных образовательных учреждений Рос­ сии активно внедряют в свою деятельность дистанционные технологии. Созданы крупные российские образовательные порталы: - Федеральный образовательный портал «Российское образование»; - Российский общеобразовательный портал; - Российский портал открытого образования; - и ряд других. Создаются региональные и ведомственные виртуальные университеты. Так, в сис­ теме вузов Федерального агентства по рыболовству начата работа по созданию Виртуаль­ ного университета рыболовства. Мурманский государственный технический университет также принимает активное участие в процессе внедрения дистанционных образовательных технологий в регионе. Созданный в мае 2005 г. в МГТУ Институт дистанционного обучения ставит своей целью предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения образовательных программ различного уровня. В настоящее время в институте осуществляется заочное обучение по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных сис­ тем». Анализ контингента обучающихся показал, что среди них: 70% - из Мурманска, 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz