Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.
ного аппарата, видения человеческой истории. Эти концепции, представляющие цивилиза ционный подход, интересны и для гносеологии: ведь они характеризуются как теории, объединяющие различные науки, способы познания мира как по материалу (фактологиче ским данным, используемым в теориях), так по идеям и выводам. Стоит заметить, что внимание сообщества историков и философов к цивилизацион ному подходу основывается не только на стремлении заменить методологию, но было обу словлено причинами более широкого плана. Современное гуманитарное знание находится в «состоянии постмодерна» - определяющим является так называемое «постнеклассиче- ское» мировоззрение в науке1, отрицающее абсолютное знание, и как следствие обширные методологические системы, которые претендуют на раскрытие глобальных закономерно стей, утверждение широких выводов. Цивилизационный подход, которому придается зна чение метатеории, не вступает в противоречие со сложившейся постмодернистской ситуа цией, потому как имеется ряд сходных идей в основании теорий: принятие множества воз можных моделей развития и познания социальных общностей; отношение к явлению куль туры как к сложному многоаспектному явлению. Следствием этого является максимально широкое понимание человеческой культуры. Утверждение потенциальной непознаваемо сти любого явления (и непринятие этого вывода за отрицательный результат), а также со четание методов научного и вненаучного (не только научного) поиска, иррациональных в своей основе, как итог первоначального отрицания выводов прежней науки как несостоя тельных - все эти факты позволяют говорить об общих точках постмодернистской пара дигмы и теорий локальности О. Шпенглера, JI. Гумилева и А. Тойнби. Общим принципом для теорий является отношение к рассматриваемым локальным общностям не только как к социальным, но и еще как к естественно-биологическим фено менам (о чем свидетельствует терминологический аппарат, заимствованный во многом из естественных наук, и сами схемы развития локальных общностей «от рождения, пройдя пик и до смерти»). Эта черта наиболее характерна для Шпенглера, который оперирует ес- тественнонаучными понятиями: «гомология» и «аналогия» , «морфология» , применяя их к гуманитарному знанию. JI.H. Гумилев, говорит о том, что «.. .проблему происхождения этноса следует поместить на стыке трех наук: истории, географии (ландшафтоведения), и биологии (экологии и генетики)»4. Из описанных выше характеристик вытекает важная особенность—соединение предметов, методов естественных и гуманитарных наук. Как уже указывалось объединяющими философскими, мировоззренческими осно вами для «триумвирата» Шпенглер-Тойнби-Гумилев будут иррационализм, вера в интуи цию как метод познания. Перед нами вера в разум познающий мир не только рациональ ным путем, но и помощью интуиции: происходит объединение двух сфер познания, во много диаметрально противоположных, - интуитивного и рационального восприятия. А это, в свою очередь, приводит к выводам о зависимости научной теории от времени и культуры, в которой находится ученый: «...как часть истории со всеми судьбами и пре вратностями в жизни участвовавших в ней личностей и в ходе самих исследований, физика по задачам, методам и результатам является выражением и реализацией культуры, органи чески развивающейся характеристикой ее существа...»5. 1См. о влиянии постмодерна на историческую науку статьи: Фшношкин А. Смертельные судороги или родо вые муки: споры о конце исторической науки в начале XXI в. // Россия XXI. - 2002. - № 4. - С. 64-99; Репина Л.П. Историческая память и современная историография. // Новая и новейшая история. - 2004. - № 5. - С. 39-51; также о постмодерне в истории Гречко П. К. Концептуальные модели истории. - М.: Ло гос, 1995.- С . 94-98. 2 Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / Пер. с нем, И.И. Маханькова. - М.: Айрисс-пресс, 2003. - Т. 1. - С. 154-155. 3Там же. - С. 140-141. 4 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2003. - С. 28. 5Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. / Пер. с нем. И.И. Маханькова.-М .: Айрисс-пресс, 2003.- Т . 1. - С. 438. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz