Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА КОНЦЕПЦИЙ О. ШПЕНГЛЕРА, А.ДЖ. ТОЙНБИ И Л.Н. ГУМИЛЕВА) К.Я. Коткин Мурманский государственный педагогический университет 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 ...«всеобъемлемостъ»... была ключом к величию Эйнштейна. Эйнштейн приходил к своим эпохальным открытиям путем сопоставления таких вещей, которые для менее мощных умов оставались разрозненными А.Дж. Тойнби Несомненна связь исторического познания с социальными и гуманитарными наука­ ми, смежными у которых являются предметы, методы и проблематика. Однако возникает вопрос о наличии связи исторического познания со сферами естественнонаучного и мате­ матического знания. В свою очередь, если эта связь имеется, то каковы ее характеристики, как представлено ее наличие и в чем ее значение? Связь естественно-математических дисциплин и истории, конечно, также существу­ ет от проникновения методик математических наук (это, например, квантитативные мето­ ды анализа исторических источников) в исторический анализ для обогащения и конкрети­ зации его выводов до влияния на историю идей естественнонаучного знания в методоло­ гии (идеи позитивизма или биологизации исторического процесса). Наконец, точку зрения 0 наличии и достижении истины в любой науке, в том числе и гуманитарной, так же можно назвать одним из следствий влияния естественных дисциплин на историческое знание - ведь это не что иное, как наследие времени господства позитивного научного знания ХѴІІІ-ХІХ вв., успехов естественнонаучных открытий Нового времени в физике (законы Ньютона), биологии (теория происхождения видов Ч. Дарвина), химии (периодическая система элементов). Точки соприкосновения «историков» и «математиков» можно найти и в некоторых историософских концепциях. Примером могут послужить теоретические схемы, которые принято объединять понятием «цивилизационный подход». Желание подробнее изучить теории цивилизаций явилось следствием создавшейся ситуации перехода методологий от ставшего несостоятельным идеологизированного марксизма к новым теориям, столь е ши­ роко объяснявшим или, по крайней мере, пытавшимся объяснить исторический процесс - такими теориями и стали цивилизационные теории2. Рассмотрим подробнее теории О. Шпенглера, А. Тойнби, JI.H. Гумилева, которые объединяются не только тем, что анализируют локальные цивилизации, культуры, этносы, но и другими общими характеристиками, которые и позволяют подвести указанные выше теории под общий знаменатель - это сходство методологических принципов, категориаль­ 1Тойнби А.Дж. Пережитое. Мои встречи / Пер. с англ. М.Ф. Носова и Н.А. Кудашева. - М.: Айрис-пресс, 2003.- С . 104 2Именно поэтому с конца 80-х - начала 90-х гг. очевидно внимание советских, а затем и российских ученых- историков и философов к термину цивилизация и цивилизационному подходу. Вот лишь некоторые статьи, касающиеся цивилизационного подхода: Барг М.А. О категории «Цивилизация» // Новая и новейшая исто­ рия. - 1990. - № 5. - С. 25-40; Найдыш В.М. Проблема цивилизации в научной мысли Нового времени // Человек. - 1998. -№ 2. - С . 6-23; Ковалев А.М. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах// Общественные науки и современность. - 1996. -№ 1. - С . 97-104. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz