Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.

раза во многом зависят от того, является ли человек местным жителем, как Терентьев, чья характеристика действительно отличается несколько негативной оценкой, или путешест­ венником, подобно Кельсиеву, склонному видеть в характере саамов в основном положи­ тельные черты: «Определение характера народа допускает во всяком случае еще больше, чем описание внешности, субъективного освещения, благодаря которому можно нарисо­ вать портрет внутренних черт лопаря иногда совершенно противоположный действитель­ ности» [3, с. 60]. Сравнивая описания различных исследователей, Харузин находит общие черты в характере саамов, например, робость, отсутствие воровства, плутоватость в тор­ говле, веселость и рядом с ней некоторую подозрительность, отсутствие крупных преступ­ лений и любовь к вину и т.д. [Там же, с. 64], а также приводит собственную подробную характеристику их нравов. При описании культуры саамов авторы этнографической литературы выступают как представители определенных социальных кругов, поэтому их представления во многом обусловлены общественно-политическими взглядами, вызванными некоторыми предпо­ сылками, а также аудиторией, к которой направлено исследование. Большинство писате­ лей относится к кругам демократической интеллигенции, поэтому в этнографической ли­ тературе затрагиваются многие политические и социальные проблемы эпохи пореформен­ ной России и часто пропагандируются народнические идеи, ставшие в середине XIX в. основными общественными тенденциями. Одной из самых острых проблем, по мнению писателей, являются отношения с рус­ скими, которым во многом дается негативная оценка. Отрицательный момент в русско- саамских контактах заключается для них в экономическом порабощении лопарей русскими и развитии в их среде капиталистических отношений, а также в процессе обрусения, со­ провождающегося утерей культурной самобытности саамов. Писатели признают ответст­ венность русских за плачевное имущественное положение саамов, вызванное эксплуатаци­ ей со стороны кулаков (одно из часто используемых исследователями слов, демонстри­ рующих их отрицательное отношение к процессу капитализации в саамской среде). Мак­ симов пишет, что «лопарь теперь не более чем работник, батрак, раб-невольник у русских обитателей Терского берега» [6, с. 225]. Далее, все исследователи отмечают положитель­ ные нравственные качества саамов и развращающее влияние на них русских соседей: «...благодаря своим отношениям к соседям и их развращающему влиянию, он (лопарь) склонен к обману в торговле, к пьянству, хотя последняя склонность появилась в сравни­ тельно недавнее время; выработал он в себе и подозрительность» [3, с. 67]. «Они (русские) не только не внесли к Лопарям цивилизирующего нравственного начала, но и развили в них склонность к обману, лживость и т.п. качества» [4, с. 47]. «Не мудрено, что Лопари, обманываемые и разоряемые Русскими, стали наконец обнаруживать в сношениях с ними коварство и ложь - эти естественные орудия слабых и угнетаемых людей» [Там же]. «Нравственные качества Лопарей не одинаковы: те из них, которые находятся в тесных отношениях с Русскими, более удалились от первоначальной простоты и чистоты нравов, чем те, которые имели меньше случаев для таких сношений» [Там же, с. 48]. Взгляд Харузина на отношения между русскими и саамами является более оптими­ стичным. Историю русских лопарей он делит на два этапа. Первый этап продолжается с XIII по XVI вв., и в это время саамы, по его мнению, являются полудиким народом, а их история «не дает нам ни одной светлой страницы» [3, с. 53]. Только с XVI в., когда Ла­ пландия переходит во власть к Москве, «начинается для нее новый период истории, дол­ женствовавший изменить в корне жизни русских лопарей» [Там же, с. 35]. Харузин также признает отрицательное влияние русских на экономическое и культурное положение саа­ мов, но видит выход из этой ситуации в просвещении: «Лишь за последнее время как буд­ то восходит новая заря в жизни лопаря: все больше и больше, замечается забот об его про­ свещении, об ограждении его от злоупотреблений» [Там же, с. 54]. По мнению писателя, 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz