Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.
раза во многом зависят от того, является ли человек местным жителем, как Терентьев, чья характеристика действительно отличается несколько негативной оценкой, или путешест венником, подобно Кельсиеву, склонному видеть в характере саамов в основном положи тельные черты: «Определение характера народа допускает во всяком случае еще больше, чем описание внешности, субъективного освещения, благодаря которому можно нарисо вать портрет внутренних черт лопаря иногда совершенно противоположный действитель ности» [3, с. 60]. Сравнивая описания различных исследователей, Харузин находит общие черты в характере саамов, например, робость, отсутствие воровства, плутоватость в тор говле, веселость и рядом с ней некоторую подозрительность, отсутствие крупных преступ лений и любовь к вину и т.д. [Там же, с. 64], а также приводит собственную подробную характеристику их нравов. При описании культуры саамов авторы этнографической литературы выступают как представители определенных социальных кругов, поэтому их представления во многом обусловлены общественно-политическими взглядами, вызванными некоторыми предпо сылками, а также аудиторией, к которой направлено исследование. Большинство писате лей относится к кругам демократической интеллигенции, поэтому в этнографической ли тературе затрагиваются многие политические и социальные проблемы эпохи пореформен ной России и часто пропагандируются народнические идеи, ставшие в середине XIX в. основными общественными тенденциями. Одной из самых острых проблем, по мнению писателей, являются отношения с рус скими, которым во многом дается негативная оценка. Отрицательный момент в русско- саамских контактах заключается для них в экономическом порабощении лопарей русскими и развитии в их среде капиталистических отношений, а также в процессе обрусения, со провождающегося утерей культурной самобытности саамов. Писатели признают ответст венность русских за плачевное имущественное положение саамов, вызванное эксплуатаци ей со стороны кулаков (одно из часто используемых исследователями слов, демонстри рующих их отрицательное отношение к процессу капитализации в саамской среде). Мак симов пишет, что «лопарь теперь не более чем работник, батрак, раб-невольник у русских обитателей Терского берега» [6, с. 225]. Далее, все исследователи отмечают положитель ные нравственные качества саамов и развращающее влияние на них русских соседей: «...благодаря своим отношениям к соседям и их развращающему влиянию, он (лопарь) склонен к обману в торговле, к пьянству, хотя последняя склонность появилась в сравни тельно недавнее время; выработал он в себе и подозрительность» [3, с. 67]. «Они (русские) не только не внесли к Лопарям цивилизирующего нравственного начала, но и развили в них склонность к обману, лживость и т.п. качества» [4, с. 47]. «Не мудрено, что Лопари, обманываемые и разоряемые Русскими, стали наконец обнаруживать в сношениях с ними коварство и ложь - эти естественные орудия слабых и угнетаемых людей» [Там же]. «Нравственные качества Лопарей не одинаковы: те из них, которые находятся в тесных отношениях с Русскими, более удалились от первоначальной простоты и чистоты нравов, чем те, которые имели меньше случаев для таких сношений» [Там же, с. 48]. Взгляд Харузина на отношения между русскими и саамами является более оптими стичным. Историю русских лопарей он делит на два этапа. Первый этап продолжается с XIII по XVI вв., и в это время саамы, по его мнению, являются полудиким народом, а их история «не дает нам ни одной светлой страницы» [3, с. 53]. Только с XVI в., когда Ла пландия переходит во власть к Москве, «начинается для нее новый период истории, дол женствовавший изменить в корне жизни русских лопарей» [Там же, с. 35]. Харузин также признает отрицательное влияние русских на экономическое и культурное положение саа мов, но видит выход из этой ситуации в просвещении: «Лишь за последнее время как буд то восходит новая заря в жизни лопаря: все больше и больше, замечается забот об его про свещении, об ограждении его от злоупотреблений» [Там же, с. 54]. По мнению писателя, 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz