Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.
Севере и попытались дать свое описание саамской культуры. Созданная ими этнографиче ская литература отличается большим разнообразием. В большинстве случаев это так назы ваемая очерковая, беллетризированная литература, в которую входят путевые очерки С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, В.А. Елисеева, Д.Н. Бухарова, В.В. Суслова и др. Более профессиональный характер носят исследования А.Я. Ефименко, посвященные изучению юридических обычаев лопарей, монументальный труд Н.Н. Харузина «Русские лопари», дневники и курс лекций по саамской этнографии В.Н. Харузиной. Создание этнографической литературы отвечает третьему этапу, выделенному Сер- вье, который заключается в осмыслении и обобщении собранных этнографических фактов в соответствии с уже существующей системой представлений о данном этносе. Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование образа саамов, является научная и культурная традиция этнографического описания, которая во многом обуславливает пози цию авторов по отношению к предмету исследования. В этнографической литературе о саамах часто можно встретить определенные штампы и стереотипы, многие из которых были заимствованы из «Калевалы». Например, при описании Лапландии часто использу ются выражения «страна вечного мрака», «страна, населенная чародеями», «страна холо да», последнее из которых послужило названием для одной из книг Немировича-Данченко, посвященных саамской этнографии. Харузин пишет о том, что Лапландия «всегда являлась в народном воображении только со своей мрачной стороны» и это одностороннее пред ставление «мало чем отличается от представлений творцов Калевалы» [3]. В общем подходе к изучению культуры саамов просматривается также влияние эво люционизма, охватившего в XIX в. естественные и гуманитарные науки. В соответствии с идеей об эволюции культур, подразделяющихся на цивилизованные и отсталые, авторы рассматривают саамов как полудикарей, считая обязанностью русских дать им основы ци вилизованного общества. Часто в этнографической литературе саамы сравниваются с детьми, нуждающимися во внимании и помощи. Однако в описаниях Ефименко можно ус мотреть несколько пренебрежительную позицию «цивилизованного» человека по отноше нию к «дикарю». В предисловии к своей книге она пишет, что «почти все инородцы нахо дятся на более низких ступенях развития и, следовательно, служат наглядной моделью устройства общества на более ранних стадиях развития» [4, с. 5]. «В своей семье, семье Финских народов, Лопари занимают в социальном отношении последнее место. Из всех Финских племен это самое забитое, загнанное в один из отдаленнейших уголков Европы, до сих пор сохранившее еще полукочевой быт» [Там же, с. 8]. «Даникакой сколько-нибудь значительный шаг в умственном развитии и невозможен для народа, пока он не перейдет к оседлому быту, а сами Лопари, между тем, мало расположены изменить свой образ жизни» [Там же, с. 14]. Совсем другую позицию, выходящую во многом за пределы эволюционистского подхода, демонстрирует Немирович-Данченко. Он признает некоторую «отсталость» ло парей в социальном и экономическом развитии, но видит ее лишь во влиянии внешних ус ловий, писатель признает силу нравственных качеств саамов, самобытность и ценность их культуры: «Мы считаем это мирное, кроткое племя дикарями... но скажем, положа руку на сердце, кто дикарь - наш ли крестьянин, всегда готовый поколотить свою бабу, исполняя это как священную обязанность свою, или честный и вежливый лопарь, рыцарски нежный со своею женой, сестрой и дочерью?» [Там же]. На формирование образа саамов в этнографической литературе повлияли также многие субъективные факторы, благодаря чему исследователи часто становятся, по выра жению А.А. Панченко, «пленниками собственного взгляда на изучаемую культуру» [5, с. 10]. От определенной субъективности не вполне свободен уже сам отбор этнографи ческих фактов, особенно при описании характера и нравов. Уже Харузин отмечал субъек тивность писателей во взгляде на саамов. Он считал, что противоречия в описании их об 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz