Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СААМОВ В РУССКОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА О.А. Бодрова Кольский филиал Петрозаводского государственного университета 184209, г. Апатиты, ул. Кирова, 9 e-mail: bodrovae@rambler.ru Этнографическая литература второй половины XIX в. является одним из основных факторов, повлиявших на формирование образа саамов в русской культуре. Ее роль в дан ном процессе заключается в трансляции этнографической информации и собственных ав торских представлений о культуре саамов массовому читателю. Первые упоминания о саамах можно найти в русских летописях, начиная с XIII в. Более глубокое изучение коренных народов Крайнего Севера и Сибири начинается в XVIII в. Так, одна из первых этнографических характеристик саамов принадлежит еще М.В. Ломоносову. Однако в России только со второй половины XIX в. происходит осозна ние того, что малые народы со всей их самобытностью и непохожестью на русских пред ставляют интерес не только в экономическом, но и в культурном плане, а значит, требуется особый подход к изучению особенностей их культуры и быта. Подобный интерес к другим, малоизученным этносам является не просто завер шающей вехой в деле накопления и обобщения собранных знаний об окружающем мире. Он свидетельствует о важном этапе в самосознании русского общества, который служит необходимым условием формирования этнической самоидентификации и связан с осозна нием потребности сопоставления своего этноса с другими. Создание культурного образа другого народа является своего рода «рефлексией», к которой исследователь прибегает для того, чтобы «открыть самого себя, понять свое время и общество, в котором он живет» [1, с. 7]. Жан Сервье выделяет 3 этапа подобной этнологической «рефлексии»: открытие Другого, сбор важных для наблюдения фактов, подчеркивающих его отличие от собствен ного этноса, и выстраивание образа другого этноса [Там же]. Изучение Кольских саамов в дореволюционный период, когда этнография еще не сформировалась в России окончательно как наука, носит во многом непрофессиональный характер [3, с. 1], проявившийся на всех этапах формирования образа саамов в русской культуре. В целом все этнографические труды, посвященные описанию и исследованию саамской культуры, можно разделить на 2 группы. Так, сбор основных этнографических сведений о культуре и быте саамов осуществлялся трудами русских жителей Кольского Севера - представителями местной интеллигенции, промышленниками, купцами, чинов никами, священнослужителями, политическими ссыльными и др. Со второй половины XIX в. на страницах «Архангельских губернских ведомостей» появляются публикации, по священные бытовым, культурным, социальным проблемам в саамской среде. Среди по добных записей можно отметить заметки Г. Терентьева, К. Щеколдина, В. Ненарокомова, И. Шмакова и многих других. Значение подобных краеведческих работ заключается в том, что их авторы, далекие от профессиональной этнографии, предоставляют материал для дальнейшего исследования, заменяющий собой сбор этнографических фактов в полевых условиях. Ко второй группе относится собственно этнографическая литература о саамах, представляющая собой описания путешествий по исследуемым территориям и включаю щая географические, геологические, исторические, лингвистические и этнографические сведения о населяющих их аборигенах. Подобные этнографические произведения были также созданы не профессиональными этнографами, а дилетантами - путешественниками, литераторами, натуралистами, которые в силу различных причин оказались на Кольском 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz