Естественнонаучные проблемы Арктического региона : седьмая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 11-12 мая 2006г. : труды конференции. Мурманск, 2007.
нескольких параметров распространения на радиотрассах по данным наклонного зондиро вания ионосферы (НЗИ) [Davies, 1990]. НЗИ осуществлялось на скользящей частоте в диа пазоне/ = 3 .5 -27 .5 МГц. На трассе Ловозеро - С. Петербург имелась возможность изучать полный набор характеристик распространения, таких как: /ѵ2МНЧ, f2HH 4 , £ SMH4, £ SHH4, степень многолучевости и других непосредственно по ионограммам наклонного зондирования. Здесь І*2МНЧ и F2HH4 - максимально наблюдаемая и наинизшая наблю даемая частоты при отражении сигнала от слоя F1 ионосферы, a ESMH4 и £ SHH4 - то же самое при отражении сигнала от спорадического слоя Es. На другой трассе Диксон - С.-Петербург фиксировались только два параметра МНЧ и ННЧ без указания конкретного механизма распространения. Имеется в виду либо механизм отражения сигналов от слоя F2 ионосферы или от спорадического Es. Российская сеть магнетометров в Арктике 20 ноября 2003г. д а fc ф х о cz 5 О ье Ы Время, UT 0 3 S 8 1 2 1 5 1 8 21 2 4 Время, UT Рис. 1. Вариации параметров наклонного зондирования ионосферы (/ѵ2МНЧ, ІГ2ННЧ, £ SMH4 и £ SHH4) на трассе С.-Петербург-Ловозеро в спокойный день 7 ноября 2003 г. (я), во время магнитной бури 20 ноября 2003 г. (б), а также вариации Л£-индекса 20 ноября 2003 г. (в). Рис. 2. Вариации Н - и Z-компонент магнитного поля Земли на Российской сети магнитометров в восточной Арктике 20 ноября 2003 г. На рис. 1 в качестве примера представлен суточный ход четырех параметров рас пространения .F2MH4, іѵ2ННЧ, £ SMH4 и £SHH4 на трассе Ловозеро - С.-Петербург для двух дней ноября 2003 г.: спокойного 7 ноября (рис. 1а) и возмущенного 20 ноября (рис. 16). На рис. 1 в представлен характер возмущения 20 ноября в Л£-индексах. Из рис. 1 можно видеть существенное различие характера распространения радиоволн для рассмат риваемых дней. Прежде всего, для 20 ноября во время максимума возмущения, начиная с 11 UT, прохождение сигналов на трассе полностью прекращается вплоть до 20 UT, т.е. пе рерыв (сбой) в радиосвязи составил почти 40% всего времени суток. Тогда как в спокойное время 7 ноября днем преобладают ^-отражения , а ночью ^-отражения, но общее прохо ждение сигналов на трассе имеет место в течение всего времени суток. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz