Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.
В это время, т.е. I в. н.э., на юго-западе вторжение римлян приводит к расколу внутри иудаизма и прорастанию всходов христианства из осколков иудаизма. Этот пе риод сопровождался изменениями в традиционном мировоззрении основных масс насе ления, тесно связанных с образованием Римской империи, созданием мировой монар хии. Это образование не могло произойти без завоеваний, которые сопровождались насильственным установлением чужих порядков, порабощением провинций, тяжелыми поборами, всеобщим бесправием. Все это привело к появлению чувства апатии как у свободного населения центра и населения провинций [3]. Возникла необходимость в гибкой религии, которая не была бы связана с узко национальными особенностями, а могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного населения Рим ской империи. Смена этнического субстрата первоначального христианства способствовала стре мительному распространению этой религии. Однако специфические особенности пред шествовавших культурных систем предопределили очаговый вид распространения хри стианства. На современном этапе более 10% приверженцев христианства в Азии наблюдается только в следующих государствах: Израиле, Ливане, Филиппинах. К появлению третьей, самой молодой мировой религии, картина в Азии была та кая. На востоке и юго-востоке Азии свои позиции прочно удерживал буддизм. На западе Азии существовало христианство, но распространялось медленно в силу социально- экономических причин. Но к VI в. н.э. ситуация в Аравии резко изменилась. Начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на Восток в Иран. Это нарушило эко номическое равновесие, державшееся веками. Кочевники потеряли доход от караванно го движения и стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами и стала ощущаться потребность в объединении. К тому же арабский этнос к этому времени утратил ощуще ние своего этнического единства. Все эти процессы подготовили хорошую почву для появления ислама и дальнейше го его распространения. Стремительное продвижение ислама в рамках Халифата сопро вождалось внедрением в местные культуры исламо-арабской культуры. Этому во мно гом способствовал тот факт, что ислам основывался на главных идеях христианства и буддизма, но был адаптирован к менталитету арабских племен. На первых этапах ислам выступал в роли идеологии, и тем самым в процессе расширения арабских завоеваний он сам видоизменялся, приспосабливаясь к этой функции [2]. Всё это привело к образо ванию мусульманского суперэтноса. Территориальное нахождение мусульманского суперэтноса в Азии, связанно с «ис ламской дугой нестабильности», протянувшейся от крайнего запада до юго-востока. Эта зона явных и тлеющих конфликтов. Повышенное напряжение в этом районе связанно с распространением здесь самой молодой религии мира. Молодость религии определяет ся, тем, что она находится на этапе развития, который другие мировые религии уже прошли. Например, тесные взаимосвязи светской и религиозной власти наблюдались и в буддизме, и в христианстве, но на современном этапе это можно наблюдать лишь, в му сульманских странах. Но несправедливо говорить, что только религия влияет на повышенную конфликт ную напряженность региона. Сама по себе религия - это недостаточная сила, которая способна провоцировать крупные геополитические конфликты. Гораздо более серьезная угроза кроется в политической активности под эгидой религии. Следовательно, необхо димо говорить не об исламе как факторе возникновения исламской дуги нестабильности, а об исламизме. Исламизм характеризуется взаимодействием религии, идеологии и по литики, направленным на достижение общей цели. При проведении параллелей с хри 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz