Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.

В это время, т.е. I в. н.э., на юго-западе вторжение римлян приводит к расколу внутри иудаизма и прорастанию всходов христианства из осколков иудаизма. Этот пе­ риод сопровождался изменениями в традиционном мировоззрении основных масс насе­ ления, тесно связанных с образованием Римской империи, созданием мировой монар­ хии. Это образование не могло произойти без завоеваний, которые сопровождались насильственным установлением чужих порядков, порабощением провинций, тяжелыми поборами, всеобщим бесправием. Все это привело к появлению чувства апатии как у свободного населения центра и населения провинций [3]. Возникла необходимость в гибкой религии, которая не была бы связана с узко национальными особенностями, а могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного населения Рим­ ской империи. Смена этнического субстрата первоначального христианства способствовала стре­ мительному распространению этой религии. Однако специфические особенности пред­ шествовавших культурных систем предопределили очаговый вид распространения хри­ стианства. На современном этапе более 10% приверженцев христианства в Азии наблюдается только в следующих государствах: Израиле, Ливане, Филиппинах. К появлению третьей, самой молодой мировой религии, картина в Азии была та­ кая. На востоке и юго-востоке Азии свои позиции прочно удерживал буддизм. На западе Азии существовало христианство, но распространялось медленно в силу социально- экономических причин. Но к VI в. н.э. ситуация в Аравии резко изменилась. Начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на Восток в Иран. Это нарушило эко­ номическое равновесие, державшееся веками. Кочевники потеряли доход от караванно­ го движения и стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами и стала ощущаться потребность в объединении. К тому же арабский этнос к этому времени утратил ощуще­ ние своего этнического единства. Все эти процессы подготовили хорошую почву для появления ислама и дальнейше­ го его распространения. Стремительное продвижение ислама в рамках Халифата сопро­ вождалось внедрением в местные культуры исламо-арабской культуры. Этому во мно­ гом способствовал тот факт, что ислам основывался на главных идеях христианства и буддизма, но был адаптирован к менталитету арабских племен. На первых этапах ислам выступал в роли идеологии, и тем самым в процессе расширения арабских завоеваний он сам видоизменялся, приспосабливаясь к этой функции [2]. Всё это привело к образо­ ванию мусульманского суперэтноса. Территориальное нахождение мусульманского суперэтноса в Азии, связанно с «ис­ ламской дугой нестабильности», протянувшейся от крайнего запада до юго-востока. Эта зона явных и тлеющих конфликтов. Повышенное напряжение в этом районе связанно с распространением здесь самой молодой религии мира. Молодость религии определяет­ ся, тем, что она находится на этапе развития, который другие мировые религии уже прошли. Например, тесные взаимосвязи светской и религиозной власти наблюдались и в буддизме, и в христианстве, но на современном этапе это можно наблюдать лишь, в му­ сульманских странах. Но несправедливо говорить, что только религия влияет на повышенную конфликт­ ную напряженность региона. Сама по себе религия - это недостаточная сила, которая способна провоцировать крупные геополитические конфликты. Гораздо более серьезная угроза кроется в политической активности под эгидой религии. Следовательно, необхо­ димо говорить не об исламе как факторе возникновения исламской дуги нестабильности, а об исламизме. Исламизм характеризуется взаимодействием религии, идеологии и по­ литики, направленным на достижение общей цели. При проведении параллелей с хри­ 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz