Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АЗИИ Прилуцкая С.В. Научныйруководитель-Денисов В.В., д.г.н., профессор кафедры географии МГЛУ Мурманский государственный педагогический университет 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 Настоящая статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей конфессио­ нального пространства Азии. Известно, что Азия является местом возникновения мно­ гих религий, в том числе и всех мировых. Возникает вопрос, какими особенностями об­ ладает эта территория, и как они отразились в возникших религиях. Так как религии не существуют сами по себе, а являются культурным продуктом этносов, а этносы, в свою очередь, являются, в какой-то мере, продуктом ландшафта, исследуя генезис мировых религий, совершенно необходимо учитывать физико-географическую составляющую территории, на которой они складываются. Таким образом, объект исследования вырас­ тает до размеров суперсистемы конфессионального пространства, образующейся в про­ цессе взаимодействия трех систем: природной, этнической и религиозной. В данной ра­ боте географические факторы отображены в природной системе, исторические - в этнической системе. Эта модель общая, но мы ее рассматриваем применительно к Азии. Азия - это очень интересная с точки зрения физико-географических особенностей территория. Азия - это район с высокой степенью географического разнообразия и со сложным ландшафтом. Все это способствует развитию общества в целом. Такое разви­ тие в дальнейшем привело к развитию культуры, экономики и породило потребность в объединяющем духовном начале. Наиболее исследовано влияние ландшафтов на воз­ никновение этносов. Наиболее интересна в этом отношении работа J1.H. Гумилева «Эт­ ногенез и биосфера Земли», в которой автор рассматривает значение ландшафтов в эт­ нокультурном аспекте. Он считал, что далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием. Так, например, на пространстве Евразии на всей полосе сплошных ле­ сов не возникло ни одного народа, ни одной культуры. Подлинным месторазвитием яв­ ляются территории двух и более ландшафтов. И это положение верно как для Азии, так и для всего земного шара в целом. Уже отмечено, что народы, населяющие сплошные степи, пусть даже очень богатые, обнаруживают чрезвычайно малые возможности раз­ вития [1]. В то же время при сочетании ландшафтов неизбежно и сочетание различных способов хозяйства. Это обеспечивает ускоренное развития общества. Известно, что Азию населяют самые многочисленные народы, этническое своеоб­ разие которых во многом отражается на уровне религиозного самосознания. Значимо также, что буддизм сложился в северной части Индии, на стыке различных субэтносов, этносов и культур. Предпосылки для возникновения буддизма были не только историче­ ские, но экономические и социальные. Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая разгоралась в Североиндийских княжествах. Все большее усиление расслоения общества на касты, борьба за власть между бедными и низшими кастами, все это порождало кризис традиционного мировоззрения [5]. И одно то, что буддийская проповедь была обращена к народу, к простым людям, которых брахманы вообще игнорировали, привлекало людей к новому учению. Постепенно с расширением сферы культурных контактов буддизм распространился в Тибет (ламаизм), Китай, Не­ пал, Шри-Ланку, Индонезию, а позже - в Бирму, Японию, Корею, Лаос, Таиланд, Кам­ боджу, Вьетнам [4; 5]. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz