Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АЗИИ Прилуцкая С.В. Научныйруководитель-Денисов В.В., д.г.н., профессор кафедры географии МГЛУ Мурманский государственный педагогический университет 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 Настоящая статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей конфессио нального пространства Азии. Известно, что Азия является местом возникновения мно гих религий, в том числе и всех мировых. Возникает вопрос, какими особенностями об ладает эта территория, и как они отразились в возникших религиях. Так как религии не существуют сами по себе, а являются культурным продуктом этносов, а этносы, в свою очередь, являются, в какой-то мере, продуктом ландшафта, исследуя генезис мировых религий, совершенно необходимо учитывать физико-географическую составляющую территории, на которой они складываются. Таким образом, объект исследования вырас тает до размеров суперсистемы конфессионального пространства, образующейся в про цессе взаимодействия трех систем: природной, этнической и религиозной. В данной ра боте географические факторы отображены в природной системе, исторические - в этнической системе. Эта модель общая, но мы ее рассматриваем применительно к Азии. Азия - это очень интересная с точки зрения физико-географических особенностей территория. Азия - это район с высокой степенью географического разнообразия и со сложным ландшафтом. Все это способствует развитию общества в целом. Такое разви тие в дальнейшем привело к развитию культуры, экономики и породило потребность в объединяющем духовном начале. Наиболее исследовано влияние ландшафтов на воз никновение этносов. Наиболее интересна в этом отношении работа J1.H. Гумилева «Эт ногенез и биосфера Земли», в которой автор рассматривает значение ландшафтов в эт нокультурном аспекте. Он считал, что далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием. Так, например, на пространстве Евразии на всей полосе сплошных ле сов не возникло ни одного народа, ни одной культуры. Подлинным месторазвитием яв ляются территории двух и более ландшафтов. И это положение верно как для Азии, так и для всего земного шара в целом. Уже отмечено, что народы, населяющие сплошные степи, пусть даже очень богатые, обнаруживают чрезвычайно малые возможности раз вития [1]. В то же время при сочетании ландшафтов неизбежно и сочетание различных способов хозяйства. Это обеспечивает ускоренное развития общества. Известно, что Азию населяют самые многочисленные народы, этническое своеоб разие которых во многом отражается на уровне религиозного самосознания. Значимо также, что буддизм сложился в северной части Индии, на стыке различных субэтносов, этносов и культур. Предпосылки для возникновения буддизма были не только историче ские, но экономические и социальные. Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая разгоралась в Североиндийских княжествах. Все большее усиление расслоения общества на касты, борьба за власть между бедными и низшими кастами, все это порождало кризис традиционного мировоззрения [5]. И одно то, что буддийская проповедь была обращена к народу, к простым людям, которых брахманы вообще игнорировали, привлекало людей к новому учению. Постепенно с расширением сферы культурных контактов буддизм распространился в Тибет (ламаизм), Китай, Не пал, Шри-Ланку, Индонезию, а позже - в Бирму, Японию, Корею, Лаос, Таиланд, Кам боджу, Вьетнам [4; 5]. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz