Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.

Едокса, Птолемея о том, что Космос - это очень большое, но конечное тело (Гайденко П.П., 2000). Галилей тем самым сделал процесс познания Космоса бесконеч­ ным. Джордано Бруно (1548-1600) был наиболее ранним и наиболее ярким пропаган­ дистом теории Коперника. Бруно создал уникальную картину миропорядка, в котором мысли о единстве мира и о тождестве Бога и Природы являются основополагающей. Теория Коперника нужна Бруно как фундамент и отправная точка для дальнейших по­ строений. Бруно считает мир бесконечным и потому не признает в нем никакого тела, которому абсолютно необходимо было бы находиться в середине, или в конце, или между этими двумя пределами, всякому телу свойственно быть лишь в некоторых от­ ношениях с другими телами и пределом, взятым произвольно (Кирсанов B.C., 1987). То есть различие между Богом и миром, столь важное для христиан с его учением о сотворении мира Богом и о принципиальном различии между творением и Творцом, у Бруно в сущности стирается (Гайденко П.П., 2000). Галилей (1564-1642) осуществил переворот в объяснении движения, положил на­ чало новому пониманию науки вообще. Средневековая физика при рассмотрении дви­ жения исходила из двух фундаментальных принципов. Во-первых, всякое движение предполагает двигатель. Во-вторых, любое тело оказывает сопротивление движению, это сопротивление должно быть преодолено, чтобы началось движение и постепенно преодолимо, чтобы движение продолжалось. Галилей же рассматривает тело в движе­ нии или в покое не через отношение его к любому другому телу или системе тел, кото­ рые онтологически равноправны, а по отношению к абсолютным точкам отсчета: цен­ тру и периферии Космоса, то есть абсолютного «низа» и «верха». С помощью этих Категорий Галилеем вводилось существенное для античной и средневековой физики различие естественного и насильственного движения. Он же вводит «мгновенную ско­ рость», отменяя тем самым принципы теории движения Аристотеля. «Мгновенная ско­ рость» - это уже не скорость в собственном смысле слова, ибо всякая скорость пред­ полагает движение, а движение может происходить только во времени. Значит мгновенная скорость - это нечто вроде неподвижного начала движения. По Галилею, всякая скорость складывается из бесконечной суммы мгновенных скоростей, и это об­ ращение к бесконечной сумме представляет собой как бы магическое заклинание, с помощью которого совершается прыжок от вневременных мгновений к времени от внепространственных неделимых пространству (Гайденко П.П., 2000). После того как мы рассмотрели идеи выдающихся личностей XVI века, мы отве­ тим на вопрос: «А чем отличается зарождающаяся Новоевропейская наука от античной и средневековой?» Отличий между этими тремя видами наук много. Так, новоевропей­ ская наука в основу познания мира закладывает математику. Галилей стремится мате­ матизировать природу. Наука отвечает на вопросы: «Как?», «Почему происходит то или иное событие?» Метод познания - это эксперимент. Причем процесс познания бесконечен, как. бесконечен космос. Античная наука имела другие принципы. Во- первых, она отвечает на вопрос «Зачем?» происходит то или иное событие, какова его цель. Эксперимент может быть как реальным, так и мысленный. А новоевропейская наука мысленный эксперимент отрицает. Познание мира конечно, например, Космос конечен, а значит и возможно полностью его познать. И еще одна отличительная черта античной науки состоит в том, что ученые созерцают мир как целое, а европейские ис­ следователи, начиная с XVI века, изучают природу фрагментарно, т.е. идет специали­ зация новоевропейской науки. Со схоластикой ученые XVI века имели определенные связи: например, ученые XVI в. и последующих столетий имели, но только отчасти, религиозное мировоззрение. Это миросозерцание уживалось с новым рациональным мышлением. Но, помимо миро­ 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz