Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.
ния, но раскаяния не происходило (Соловьева Э.Ю., 1991). Вот где основная причина: страх и неспособность от него избавиться. Человек задавал себе вопрос: «Где Бог, ко торый должен меня защитить?» Краеугольный камень средневекового общества - это религия. Она проникала во все слои общественной иерархии. В Средние века человеческое сознание было несекуляризированным, человек мыслил религиозными категориями. Однако начиная с XV века авторитет церкви (ре лигии) падает. Это было связано с тем, что религия до такой степени была проникнута в обыденную жизнь, что возникала постоянная угроза исчезновения расстояния между земным и небесным (Хёйзинга Й., 2004). Действия церкви так же не способствовали поднятию ее авторитета. Так, в ХІІ-ХІІІ веках церковь разрешила заменять назначае мые священниками «аскетические уроки» (посты, паломничество и т.д.) различными видами хозяйственного или ратного труда. В XIV веке она стала зачитывать в оправда ние грехов имущества, передаваемые церкви по завещанию. На рубеже ХѴ-ХѴІ вв. санкционировались различные формы прямой покупки мирянами накопленных церко вью «христианских заслуг» (Соловьева Э.Ю., 1991). В ХѴ-ХѴІ вв. церковь взимала с крестьянина десятину, а деревенские приходы собирали средства на содержание церк вей (История крестьянства в Европе, 1986). Все вышеперечисленные причины, а осо бенно последняя, вызывали в обществе недовольство и негодование. К объективным причинам относились и предпосылки складывания национальных государств, общий кризис схоластики в ХѴ-ХѴІ веках и растущее недовольство ею со стороны гумани стов и пионеров нового естествознания (Соловьева Э.Ю., 1991). Все названные черты наталкивали людей на мысль, что Бог оставил их. В общест ве налицо был не атеизм, а безверие и кризис всяких прочих убеждений. Люди отчая лись в божественном милосердии (Соловьева Э.Ю., 1991). Следовательно, одним из ас пектов мировоззренческого переворота стал кризис веры. Кризис веры - это не просто религиозное событие. Это прежде всего мировоззренческий кризис. В человеческом сознании зародилось зерно сомнения. Генри Томас Бокль приходит к выводу, что со мнение - это фундамент прогресса (Бокль Г.Т., 2000). До религиозного кризиса сомнения не могло возникнуть, а значит, не мог про явить себя и прогресс (в разных областях общества, в том числе и науки). Но XVI век - это время зарождения скептицизма. А именно с него, как считает Г.Т. Бокль, в естест венных науках начинается знания (Бокль Г.Т., 2000). То есть в ХѴ-ХѴІ веках религи озное мировоззрение дает трещину. И через нее идет проникновение идей, которые ра нее существовали только в элитарной среде. С XVI века эти идеи начинают проникать в массы, они создают предпосылки для складывания нового миросозерцания. После того как мы выявили причину, познакомимся с рядом ученых, которые оп ределили тенденции развития новой науки. Николай Коперник (1473-1543) осуществил переворот в астрономии. Он провоз гласил: не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер; центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты; все сфера движутся вокруг Солнца, расположенные как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира; отношение, которое расстояние между Солнцем и Зем лей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли к ее расстоя нию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимыми; все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не ей самой, но Земле; все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которыми мы вращаемся вокруг Солнца, Земля имеет несколько движений; видимые прямые и понятные движения планет принадлежат не им, но Земле (Гайденко П.П., 2000). Коперник полностью согласился с Птолемеем в том, что Земля и небесный свод имеют сферическую форму. Но он не разделял убеждения Аристотеля, 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz