Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVII ВЕКА Ярмолич Ф.К. Мурманский государственный педагогический университет 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 Советская историческая наука при рассмотрении общества и тех изменений, кото рые происходили в нем, неукоснительно следовала за тезисом, провозглашенным К. Марксом и Ф. Энгельсом: «...с изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройки» (Маркс К., Энгельс Ф., 1959). Если следовать в русле советской исторической школы, то те изменения, кото рые произошли в европейской науке в XVI веке были продиктованы экономическими изменениями. Является ли данная точка зрения верной? Мы ответим на этот вопрос в конце статьи. Рассмотрение данной исторической проблемы мы начнем с дефиниций. Дадим определение понятиям «наука» и «техника». Наука - процесс построения систематиче ского образа части реальности, ориентированной на выявление ее общих свойств. Тех ника - система материальных инструментов, знаний и навыков, используемая для по лучения определённых результатов (Словарь философских терминов, 2004). Данные термины были приведены не случайно. Советские ученые при рассмотрении научно- технических изменений, которые произошли в XVI веке, считали направляющим эле ментом развития технику. Когда мы рассматриваем прогресс в этой области знания, то он неотрывным образом связан с прогрессом экономики. Уровень уклада техники оп ределяется прежде всего степенью материального производства (Виргинский B.C., 1984). Безусловно, при таком рассмотрении проблемы, концепция, предложенная К. Марксом, работает. Но, как кажется автору, данный взгляд не совсем корректен. Раз витие технической составляющей - это второстепенное. Первоначально меняется сис тема взглядов на мир. То есть человек первоначально в теории создает что-то. А далее эта идея либо воплощается в жизнь сразу, либо через определённый промежуток вре мени. И этот переход от теории к практике не обязательно связан с потребностями эко номики. Например, Галилей (1564-1642) - величайший гений всех времен и народов, когда открывал свои законы движения и положил начало динамики, его научные про тивники Беригар и Барди указывали, что он повторил то, что давно известно. Так, эти законы были открыты ученым-схоластом Иорданом Неморарием (первая половина XIII века) (Вернадский В.И., 2004). То есть идеи, провозглашенные Галилеем, возникли в XIII веке. С течением времени они были забыты, а Галилей их вновь предоставил на учному сообществу. Но ведь эти идеи, до определенного времени, не находили вопло щения в экономической жизни. Таких примеров можно привести много. Из них мы вы несем то, что не всегда экономика диктует условия науки. Однако нам надо учитывать тот факт, что Возрождение снимает водораздел, который был проведен ремесленной действительностью между наукой и практически техникой (Гайденко П.П., 2000). После разбора эпистем мы рассмотрим такой аспект, как взгляд советских ученых на развитие общества. «...Совокупность производственных отношений составляет эко номическую структуру, реальный базис, на котором возвышается юридическая и поли тическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, поли тический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание человека определяет его бытие, а наоборот, общественное бытие определяет его сознание. На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противо 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz