Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ НАТУРНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (МАШИНА АТВУДА) Павлов Н.А. Научный руководитель - Коновалова И.П., канд. пед. наук, доцент МГПУ Мурманский государственный педагогический университет 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 Мы учим не для того, чтобы про­ извести на свет маленькие живые биб­ лиотеки, а для того, чтобы научить ученика принимать участие в добыва­ нии знаний. Дж. Брунер Известно, что исследовательская деятельность была введена в организацию целе­ направленного обучения еще в конце XIX века (А.Я. Герд, Р.Э. Армстронг, Т. Гекели, Б.В. Всевятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин и др.), в современной теории обучения это направление представлено как поисково-исследовательская технология (В.И. Загвинский, В.Г. Разумовский). Исследование показало, что несмотря на актуальность проблемы, на сегодняшний день организация сознательного исследования учащихся не получила широкого рас­ пространения в практике по ряду причин, среди них такие, как нехватка специализиро­ ванного оборудования, недостаточно профессиональные навыки в программировании у учителей-практиков и др. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, свя­ занная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неиз­ вестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для ис­ следования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, не важно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образова­ нии цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционально­ го навыка исследования как универсального способа освоения действительности, раз­ витии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Основной задачей учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение нового «научного» результата. Другая, не менее важная, задача этой деятельности - подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означает профориентацию и начальное профессиональное образование в об­ ласти науки, реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализиро­ ванном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки учащихся, значение термина «ис­ 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz