Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ НАТУРНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (МАШИНА АТВУДА) Павлов Н.А. Научный руководитель - Коновалова И.П., канд. пед. наук, доцент МГПУ Мурманский государственный педагогический университет 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15 Мы учим не для того, чтобы про извести на свет маленькие живые биб лиотеки, а для того, чтобы научить ученика принимать участие в добыва нии знаний. Дж. Брунер Известно, что исследовательская деятельность была введена в организацию целе направленного обучения еще в конце XIX века (А.Я. Герд, Р.Э. Армстронг, Т. Гекели, Б.В. Всевятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин и др.), в современной теории обучения это направление представлено как поисково-исследовательская технология (В.И. Загвинский, В.Г. Разумовский). Исследование показало, что несмотря на актуальность проблемы, на сегодняшний день организация сознательного исследования учащихся не получила широкого рас пространения в практике по ряду причин, среди них такие, как нехватка специализиро ванного оборудования, недостаточно профессиональные навыки в программировании у учителей-практиков и др. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, свя занная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неиз вестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для ис следования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, не важно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образова нии цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционально го навыка исследования как универсального способа освоения действительности, раз витии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Основной задачей учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение нового «научного» результата. Другая, не менее важная, задача этой деятельности - подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означает профориентацию и начальное профессиональное образование в об ласти науки, реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализиро ванном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки учащихся, значение термина «ис 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz