Естественнонаучные проблемы Арктического региона : шестая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 13-14 мая 2005г. : труды конференции. Мурманск, 2006.

музея, с этой страницы начинается просмотр атласа. С каждым пунктом списка посред­ ством гиперссылок взаимосвязаны другие нижележащие документы, которые содержат информацию о подчиненных отрядам низших таксонах. Каждый подчиненный доку­ мент содержит описание особенностей присущих таксону, а также изображение наибо­ лее типичного представителя. Последний документ в ветви содержит описание вида, в это описание включены: название латинское и (если есть) русское, изображение объ­ екта, описание морфологических особенностей, местообитание и распространение, а также период, в который данный вид можно встретить в природе (рис. 3). К сожалению, не к каждому виду удалось сделать достойное изображение и полное описание, но в дальнейшем при дополнении атласа эти недостатки будут устранены. Созданная «виртуальная коллекция» представляет практическую значимость как дополнение к основной экспозиции зоологического музея, а также как самостоятельное мультимедийное издание, предназначенное для специалистов естественно-эколо­ гического профиля и широкого круга любителей природы. Особое значение имеет ме­ тодическое использование атласа в учебном процессе основной и высшей школы. В ос­ новной школе использование атласа целесообразно в процессе раздела «Насекомые» в рамках национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта с целью ознакомления школьников с основными отрядами насекомых и их представителями на практических и самостоятельных работах. Анализ программно-методических материалов национально-регионального образо­ вательного стандарта (программа и примерный тематический план по биологии) показал, что в указанных документах имеется раздел «Беспозвоночные», однако в спи­ ске животных, рекомендуемых для ознакомления, совершенно не представлены насеко­ мые [7]. В тематическом плане имеется тема «Многообразие северных беспозвоночных животных и их приспособленность к среде обитания», но насекомые в ней тоже не рас­ сматриваются. Вероятно, отсутствие такого важного раздела обусловлено слабой изу­ ченностью данной группы беспозвоночных на территории Мурманской области. Между тем информация о насекомых могла бы существенно дополнить представление школь­ ников о животном мире нашей области. В связи с этим мы предлагаем в качестве воз­ можной формы проведения урока (или части урока) виртуальную экскурсию в зоологи­ ческий музей с помощью разработанного атласа насекомых Мурманской области. В ходе нее учащиеся смогут ознакомиться с наиболее яркими представителями класса на­ секомые, узнать об особенностях их биологии и приспособленности к среде обитания. С целью выявления возможностей использования атласа на ступени высшей шко­ лы, были проанализированы следующие учебно-методические документы кафедры биологии МГПУ: программы курсов «Экология насекомых» [10], «Зоология беспозво­ ночных» и «Сравнительная анатомия беспозвоночных» [8-9]. В курсе «Экология насекомых» имеется ряд тем, в процессе изучения которых возможно использование атласа для более продуктивной работы студентов. В рамках темы «Насекомые в экосистемах» рассматриваются вопросы изучения видового состава насекомых в сообществах, а также жизненные формы насекомых. Большую роль в изу­ чении этой темы может сыграть самостоятельная работа студентов с атласом. Следую­ щая тема, в которой также возможно использование атласа, как демонстрационного приложения, это тема «Насекомые и человек». Так как эта дисциплина согласно учеб­ ному плану изучается во 2 семестре, когда насекомые на территории региона еще от­ сутствуют, атлас может помочь заполнить недостаток живых объектов, необходимых для демонстрации. В курсе «Зоология беспозвоночных», атлас можно использовать для самостоя­ тельной работы в процессе изучения следующих тем: «Морфо-анатомический обзор насекомых», «Эмбриогенез и метаморфоз насекомых», «Характеристика основных от­ 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz