Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.
Гуманитарные проблемы естествознания Френсис Фукуяма активно выступает с позиции гегелевского идеализма против материалистического уклона как марксистов, так и антимарксистов. Противоречия, которые движут историей, существуют, согласно его концепции, в сфере человеческого сознания, т. е. на уровне идей, широких объединяющих картин мира. Он их называет идеологией, и включает сюда лежащие в основе любого общества религию, культуру и нравственные ценности. Сознание - причина, а не следствие, и оно не может развиваться независимо от материального мира, поэтому реальной подоплекой окружающих событий служит идеология. "Глубинные процессы истории обусловлены событиями, происходящими в сознании, или в сфере идей, поскольку в итоге именно сознание переделывает мир по своему образу и подобию". Но он не отрицает и влияние материального мира на жизнеспособность конкретного состояния сознания. В целом экономика и политика, в его концепции, предполагают автономное предшествующее им состояние сознания, благодаря которому они только и возможны. В работе "Конец истории и последний человек" Фукуяма постарался максимально обосновать свою позицию. История для него это не просто последовательность событий, а "История с большой буквы" - единый, логически последовательный эволюционный процесс, рассматриваемый с учетом опыта всех времен и народов. Свое понимание истории он связывает с немецкими философами Кантом и Гегелем. Согласно этому подходу эволюция человеческих обществ не бесконечна, а возможна некоторая точка, когда человечество достигнет той формы общественного устройства, которая удовлетворит его основные надежды - "конец истории". Для Гегеля, как и для него самого, - либеральное государство. Это не означает, что последовательная смена событий остановится, но больше не будет прогресса в развитии принципов и институтов общественного устройства, поскольку все главные вопросы будут решены. Его работа преследует две основные Цели: реабилитировать сам принцип, что история - процесс логически последовательный и познаваемый и избавить интеллектуальную элиту от глубокого пессимизма относительно возможности общего прогресса демократических институтов. Список литературы Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134. Беседа В. Л. Иноземцева с ведущими социальными теоретиками, // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 11. С. 7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ACT, 2004. - С. 8. НАУКА КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА Малуха Н.В Мурманский государственный педагогический университет 183038, г. Мурманск, ул. кап. Егорова, 15 Одна из самых характерных черт современной науки - все более ускоряющийся темп ее развития. Об этом процессе свидетельствуют исторические сопоставления, анализ фактов и явлений. Развитие и становление науки неразрывно связано с развитием всего человеческого общества, его социальных институтов и культуры. Это длительный и сложный исторический процесс. Развитие знаний во многом обусловлено интенсивными контактами, обменом инфор-мацией, идеями между различными народами и государствами. Пространственная диф-фузия инноваций, трансферт знаний, технологий могут происходить только в результате межнациональных и межгосударственных взаимодействий. В многообразных тенденциях взаимопроникновения наук и методов, взаимовлияния различных теоретических дисциплин и теорий выделяются интегративные процессы. Интеграция - это объединение, синтез элементов в единое целое, реконструкция целого по его частям или различным проявлениям. Интеграция научного знания приводит к возникновению новых научных дисциплин, стимулирует появление новых объектов или областей исследования и способствует дальнейшему углублению нашего понимания природы. Науке, как и другим отраслям мирового хозяйства, присущи многие процессы планетарной экономики - специализация, опирающаяся на международное разделение труда, глобализация, транснационализация и международная интеграция. Глобальный характер развития мировой науки находит свое выражение в ее широкомасштабном распространении по всему земному шару. В мире практически не осталось стран, где бы не проводились научные исследования. Даже в таких экономии-чески отсталых государствах, как острова Фиджи, Папуа-Новая Гвинея, численность ученых уже измеряется десятками, а в Бурунди и Руанде сотнями человек. Интернациональность науки, служит средством общения между народами и направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам и в решении которых нуждается человечество. Рассмотрев процессы объединяющие людей с помощью науки, можно сказать, что в этой сфере не существует разделения на народы, нации, политические блоки и религиозные конфессии. Поэтому на современном этапе наука может стать тем звеном, которое объединяет, а не разделяет мир. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz