Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.
Гуманитарные проблемы естествознания • Выявить существуют ли представления об «идеальной» свекрови и «идеальной» невестки. Объект исследования: свекрови и невестки (молодые женщины в возрасте до 30 лет, состоящие в браке не более 7 лет). Основной метод изучения данной проблемы: полуструкгурированное интервью. Непосредственная работа с представительницами свекровей и невесток, обращение к их индивидуальному жизненному опыту (максимальное внимание к индивидуальности каждого респондента) позволяет обозначить проблемы и трудности, которые возникают в процессе становления отношений между свекровью и невесткой, а также выяснить сказываются ли эти трудности на взаимоотношениях молодых супругов. Таким образом, можно проследить реальную ситуацию в реально существующих семейных практиках. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ГРАНИЦЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Мандрика С. Б. Кольский филиал Петрозаводского государственного университета 184209, г. Апатиты, ул. Кирова, 9 Личная комната современного молодого горожанина дает ему возможность практически выстраивать границы своей территории, обладающей реальными пространственными характеристиками. Любая индивидуальная комната сообщает некую информацию о хозяине. Не смотря на то, что личная комната является своего рода убежищем от внешней социальной среды, влияние последней сказывается при конструировании личного жизненного пространства, так как статус, занимаемый индивидом в обществе, в определенной степени формирует его мировоззренческую систему, ценностные установки и культурные предпочтения. Поэтому любое воздействие со стороны внешней системы отражается (осознанно, либо неосознанно) при обустройстве личной комнаты. Исследовательский вопрос в данном проекте заключается в выявлении и анализе формы и степени влияния и отражения повседневных практик юношей и девушек при выстраивании границ своей территории и наполнении ее конкретным содержанием. Обустройство личной комнаты в городских условиях зависит от стремления отгородиться от воздействия окружающей социальной действительности. Однако, помимо воздействия внешних факторов на формирование личного пространства, представители молодого поколения, безусловно, и сами направляют русло данного процесса, так биографическая ситуация, личный жизненный опыт, уровень образования, способность отличать предложение от навязывания и т.п. не могут не сказываться на обустройстве комнаты данного индивида. Поэтому комната, как личное пространство, характеризуется наличием множества смыслов, текстов и символов, которые сформировались под воздействием внешней социальной среды и являются отражением культурного, экономического, социального влияния со стороны системы, но, с другой стороны, любое влияние проходит через субъективный «интерпретативный фильтр» хозяина комнаты. Влияние внешнего социального пространства может подвергаться персонификации и трансформации со стороны представителей молодого поколения в процессе обустройства приватного пространства, так как молодые люди также предпринимают определенные стратегии действия/взаимодействия исходя из контекста и личностных ориентаций для получения определенного результата, но все же решающую роль при выстраивании собственного пространства играет та когнитивная область , которая выступает наиболее важной реальностью, то есть повседневность. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ Подгобунская О.А. Кольский филиал Петрозаводского государственного университета 184209, г. Апатиты, ул. Кирова, 9 Первоначально пресса в средних и малых промышленных городах начала 20 века создавалась по инициативе городской администрации или управления градообразующего предприятия («Хибинский Вестник»), Нередко инициаторами выступали политические и общественные организации («Кировский рабочий»). Относительно новой тенденцией является создание в таких городах газет частным лицом («Дважды Два»), Несмотря на то, что у газет различные источники финансирования, все они стремятся к окупаемости. Все они с разной степенью «старательности» стремятся соответствовать изменяющимся потребностям и интересам местной аудитории. С этой целью они представляют горожанам (с различных позиций) жизнь города: последние события, различные новшества в социальной, экономической, политической, культурной, управленческой сфер жизнедеятельности их города, то есть его образ. То, как этот образ конструируется, в 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz