Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.

Гуманитарные проблемы естествознания бессмертие, означающее память о человеке в мыслях тех, с кем он лично не был знаком. Есть жизненные пути, которые ставят человека лицом к лицу с таким великим бессмертием, пусть ненадежным, даже не правдоподобным, но, тем не менее, возможным: это жизненные пути художников и государственных деятелей. Жизнь и смерть остаются настолько противопоставлены друг другу, что человеческий разум не готов смириться с конечностью своего существования. Даже если формально индивид признает неизбежность конца, то это относится к его телесной оболочке, но не к его сущности (делам, душе, детям и т.д.). В процессе длительного наблюдения за тем, как люди описывают свои будущие похороны, могилу или поведение близких во время и после похорон, мы заметили, что в речи часто (почти всегда) фигурируют выражения, указывающие на непонимание «себя» вне телесной оболочки. Еще несколько лет назад нами было замечено противоречие между двумя фактами. С одной стороны люди, вне зависимости от вероисповедания, считают смерть концом телесного бытия, при этом тело «бренное», мало значимое (порой даже при жизни). С другой - с телом усопшего практически у всех народов и во все времена проводится более или менее длительная работа, вокруг него неизменный ажиотаж. Человек еще при жизни начинает готовить для этого, казалось бы, несущественного объекта место, средства для проведения всех принятых процедур, дает указания близким по обращению с ним. В крайнем случае, хотя бы думает о том, как будет проходить процесс прощания с его телом. Заметив это противоречие, мы начали собирать высказывания, которые указывали на приписывания атрибутов прижизненного, телесного бытия уже мертвому телу. К этим атрибутам мы причисляем все то, что имеет физиологическую основу: слух, зрение, обоняние, вкус, ощущения голода, жажды, температуры и т.д. Т.е. все то, что свойственно ощущать живому телу. Информация собрана в течение длительного времени, и способ ее сбора можно определить, как включенное наблюдение. При этом не было задано никаких рамок по полу, возрасту, профессии или еще чему- либо. Весь собранный материал анализируется с целью подтвердить существование обозначенного противоречия, но мы не ставили себе задачу обнаружить его причины. Вот несколько примеров из собранной нами коллекции, где люди говорят о себе в прошедшем времени: «Никак не могу решить, что лучше: кремация или погребение. В огонь идти - жарко, в земле лежать - холодно!»; «На мою могилу мраморную плиту не кладите, она будет давить мне на грудь»; « Хочу лежать у речки. Мне очень нравится, как журчит вода»; «Мне столик и лавочка в оградке ни к чему. Будут потом всякие приходить, водку пить. Ненавижу я пьяных с их перегаром и пустыми разговорами»; «Пусть меня обязательно накрасят. Хочется красивой лежать. Я без макияжа вообще никогда никуда». Изучение этого феномена: приписывание свойств живого человека мертвому телу, является частью большой работы по созданию трейнинга для людей с суицидальным синдромом, смертельно больных, людей переживающих смерть близкого человека. Параллельно ведется исследование моделей переживания собственной смерти. По мере накопления и обработки данных, нами будут опробованы некоторые этапы, а затем подготовлена программа адаптации человека к осознанию смерти, как нормального и закономерного конца существования его тела. Список литературы Артемьев А.И. Социология личности 2-ое изд. - М.: ООО «Арба Т - XXI», 2001. Берн Э. Игры в которые играют люди - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти - М.: Издательство Транс персонального Института, 1996.. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева - М.: Политиздат, 1989. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы - М.: Педагогика, 1993. МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ОДНОЙ СЕМЬИ Вылегжанина Н.Н. Кольский филиал Петрозаводского государственного университета 184209, г. Апатиты, уя Кирова, 9 Проблемой, решаемой в рамках проведенного исследования, является трансляция представлений о воспитании с точки зрения ее механизмов в рамках одной семьи. Нами были рассмотрены три представительницы одной семьи, каждая из которых является матерью. Нас интересовали, во-первых, мнения опрашиваемых в отношении основных принципов семейного воспитания, во-вторых, их позиция относительно сходства и различия воспитания в прошлом и на сегодняшний день, в-третьих, отношения опрашиваемых к школьному обучению детей, в-четвертых, взгляды каждой из респонденток по поводу основных ценностей, закладываемых в детей в процессе воспитания. В исследовании были использованы следующие методы: полуформализованное интервью, включенное наблюдение, интроспекция. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz