Естественнонаучные проблемы Арктического региона : пятая региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 20-21 апр. 2004г. : тезисы докладов. Мурманск, 2004.

Биология, медицина, экология Целью нашего исследования явилось изучение особенностей речевого развития и формирования навыка чтения у детей с задержкой речевого развития (ЗРР). Поэтапно, в течение 2002 - 2003 учебного года, обследовались 45 первоклассников (возраст 7 - 8 лет) школы№17 г.Архангельска, имеющие различные речевые нарушения. Использовался ряд психофизиологических методик, анкетирование родителей и учителя. Математическая обработка экспериментальных данных проводилась с помощью статистических расчетов при использовании компьютерной программы “Excel”. Анализ анкет «Раннее развитие ребенка» выявил, что 95.6 % детей относятся к группе риска раннего, 91.1 % - дошкольного и 71.1 % - предшкольного периода развития. Среди обнаруженных факторов риска в основном встречаются: легкая асфиксия плода, токсикоз беременности, осложненные роды, частые и хронические заболевания детей и родителей, задержки психомоторного и речевого развития. Корреляционный анализ полученных данных по анкетам раннего развития и уровню сформированности устной речи выявил зависимость: сенсомоторного, грамматического и лексического компонентов речи от успешности развития ребенка до 3 лет; связной речи от успешности развития на протяжении первых 6 лет. Разнообразие факторов риска раннего развития обусловило неоднородность группы детей с ЗРР по успешности организации высших психических функций, что было выявлено по нейропсихологической методике функционирования центральной нервной системы (ЦНС): 31 % показали функциональную стабильность ЦНС, у 51 % испытуемых отклонения функционирования носят следовой, остаточный характер, у 18 % - выявлены дисфункции лобных, теменно- затылочных или височных зон головного мозга. Исследуемая группа детей неоднородна и по уровню сформированности устной речи: 21 % имеют IV, нормальный уровень речевого развития, 42 % - III уровень, свидетельствующий о нетяжелом системном речевом дефекте, 37 % показали II уровень, который указывает на наличие выраженного общего недоразвития речи. Неоднородность отмечается и при исследовании качественных и количественных характеристик навыка чтения: у 48 % испытуемых уровень сформированности навыка чтения не соответствует школьным требованиям, у 52 % - соответствует требованиям, но нестабилен. Отставание в речевом развитии (как устной, так и письменной речи) сказывается на успешности освоения и совершенствовании школьных навыков и требует направленной коррекционной работы педагога, логопеда, психолога и родителей с детьми, страдающими недоразвитием речи. СЕЗОННОЕ АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО Карашурова М.С. Научный руководитель-д.м.н.,проф. Буркин М.М. Петрозаводский государственный университет 185000, г.Петрозаводск, пр. Ленина, 33 e-mail: т168@ rambler.ru Цель: выявление сезонного аффективного расстройства (САР), определение клинических признаков и особенностей сезонных депрессий. Материалы и методы: стандартная 18-пунктовая шкала аффективных рассторойств в виде анкет, 21- пунктовая шкала депрессий Гамильтона (в версии для САР ) в форме опросников, шкала исследования депрессивных расстройств у детей, компьютерная электроэнцефалография («brainloc»), вариационная пульсометрия системы «Экспресс» для исследования вегетативной нервной системы. Интерпретация результатов по типам изложена в соответствии с классификацией САР РАМН (2002г.) В течение трех месяцев было обследовано 112 человек, возраст: 10-53 года(55 муж., 57 жен.) Исследуемые были объединены в следующие основные группы: 1) 7 чел,- иностранные студенты из Палестины, 2) 30 чел.- жители г. Мурманска и Мурманской области, проживающие в Петрозаводске не менее 3 лет, 3) 35 чел.- постоянные жители г. Петрозаводска. Так же в исследовании принимали участие: а) 20 чел,- больные экземой, нейродермитом, псориазом, находящиеся на лечении в РКВД б) 10 чел.- школышки, учащиеся 4 класса 17 гимназии г. Петрозаводска, в) 10 чел,- врачи различных специальностей. Результаты: В группе 1 - САР выявлено у 71 %исследуемых, в группе 2- у 80 %, в группе 3- у 51 %. В группе а - САР у всех исследуемых, в группе б - у 20 %, в группе в - все исследуемые имели САР. Среди обследуемых групп не было выявлено «классической меланхолической депрессии». Наблюдались 4 типа САР.1 - анергически-гиперсомнический, 2 - тревожно-психотический, 3 - тоскливо-тревожный, 4 - тревожно- ажитированный. В результате анализа выявлено несколько групп по типам и по степени тяжести. Группы по типу заболевания: 1. Анергически-гиперсомническое САР - у 46 чел. Из них 18 чел. - мурманчане, 14- петрозаводчане. При исследовании больных РКВД данный тип отмечался у 13 чел. В группе исследуемых врачей -1 чел. 2. Тревожно психотическое САР - у 19 исследуемых. Из них 2 иностранца, 6 мурманчан, 2 петрозаводчанина. При исследовании врачей - 9 случаев данного типа. 3. Тоскливо-тревожное с ипохондрическими проявлениями - у 10 чел. 1 - мурманчанин, 2 - постоянные жители Петрозаводска. У исследуемых РКВД также отмечался данный тип - в 7 случаях. 4. Тревожно-ажитированное САР: 3 чел. - иностранные студенты. Группы по степени тяжести: умеренная - 6 чел. Из них 1 случай в группе б; 5 чел. в группе а. Средняя ст. тяж. - 51 чел., из них 1 иностранец, 19 мурманчан, 14 петрозаводчан. Так же данная 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz