Естественнонаучные проблемы Арктического региона : 10-я региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 14 мая 2010г. : тезисы конференции. Ч. 1. Секции "Физические и химико-технические проблемы", "Экология". Мурманск, 2010.

фильтра, мы можем сформировать практически любую характеристику системы сбора, которая требуется для конкретного случая. Азимутальные углы прихода радиоволн на полярных трассах Т.В. Ковалёва, О.Н.Чибисов Мурманский государственный технический университет KalitenkovNV@mstu.edu.ru Наличие горизонтальных градиентов электронной концентра­ ции вдоль радиотрассы приводит к асимметрии траектории распрост­ ранения радиосигнала в плоскости дуги большого круга и отклонениям углов излучения и приема в вертикальной плоскости от значений, которые наблюдись бы в отсутствие градиента. Горизонтальные гради­ енты в плоскости перпендикулярной плоскости дуги большого круга приводят к отклонению траектории распространения от плоскости дуги большого круга. Как те, так и другие отклонения траектории рас­ пространения приведут к потере усиления антенны и уменьшению ее эффективности. Наиболее сильно это будет проявляться на радио­ трассах, проходящих через авроральную зону и полярную шапку при работе на антенны с узкими диаграммами в вертикальной и горизон­ тальной плоскостях. В работе для анализа характерных особенности поведения углов прихода использовались данные, полученные при измерениях на следующих авроральных радиотрассах: Мурманск - Салехард; Мурманск - Москва (протяженность 1300 км, азимут 170°); Мурманск - Санкт-Петербург (протяженность 944 км, азимут 193°); Мурманск - Кьефлавик (протяженность 2400 км, азимут 284°); Мурманск - Лондондерри (протяженность 2500 км, азимут 252°); Мурманск - Рейтон (протяженность 780 км, азимут 265°). Ряд особенностей поведения азимутальных углов прихода на авроральных радиотрассах указывает на тесную связь отклонений пеленгов с положением авроральной зоны. Так с уменьшением угла между направлением радиотрассы и границей зоны разброс азимуталь­ ных углов прихода сигнала увеличивается; максимальные разбросы пеленгов наблюдаются в условиях, когда трасса пересекает зону. В те моменты, когда трасса не пересекает зону, наоборот, отмечается наименьший разброс пеленгов и значительное увеличение вероятности распространения по дуге большого круга; анализ распределений отклонений пеленгов в зависимости от магнитной активности показы­ вает, что при повышенной возмущенности ( У>80) разброс пеленгов 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz