Естественнонаучные проблемы Арктического региона : 10-я региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 14 мая 2010г. : тезисы конференции. Ч. 2. Секции "Биология и медицина", "Гуманитарные проблемы". Мурманск, 2010.

В.И. Переведенцев дает следующее определение миграции: "В самом широком смысле слова под миграцией населения понимается совокупность всяких перемещений людей в пространстве..., в более узком смысле слова...- совокупность переселений людей, т.е. таких их перемещений по территории, которые неразрывно связаны со сменой ими мест жительства на относительно продолжительный срок". Миграция как пространственное движение населения свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленность и состав миграционных потоков, ее социальные, эко­ номические и демографические последствия существенно разли­ чаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным уровнем экономического развития, различными природно-географи­ ческими условиями и структурами населения. Решение мигрировать во многом зависит не только от характе­ ристик и перспектив самих мигрантов, но также от условий и стереотипов, существующих в среде обитания индивида и возможной среде назначения. Эта точка зрения связана с осознанной полезностью альтернативных мест проживания. Нормы и правила общества, в котором существует индивид могут, рассматриваться как трудноприемлимые, неугодные, конфликтные, что может оказать влияние на миграционные установки. Для интегральной оценки миграции как социально-экономического явления целесообразным представляется рассматривать сочетание объективных факторов миграции и субъективных оценок мигрирующих. Изучением миграции населения занимались многие крупные философы и социологи. Трактовка экономических факторов воспроизводства населения и миграция (А.Смит, Д. Рикардо); миграция рабочей силы, обусловленной действием капиталистического закона народонаселения (К. Маркс); законы миграции (К. Кэри, У. Изард, У. Вадицкий, У. Алонсо); миграционное поведение, причины миграции, влияние субъективных и объективных факторов на смену места жительства (Т.И. Заславская); миграционная подвижность населения и миграция в контексте урбанизации (Б.С. Хорев); процесс трехстадийной миграции, представляющий последовательную цепочку событий (Рыбаковский JI.JI.) и т.д. В конкретно-социологическом исследовании, которое направлено на выявление миграционных установок учащихся выпускных классов школ Ловозерского района, под миграционными установками понимается состояние готовности, предрасположенности объекта к миграции в зависимости от ряда факторов. В исследовании принимают участие учащиеся 9, 10, 11 классов школ Ловозерского района. Выбор объекта обуславливается тем что в этот возрастной 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz