Естественнонаучные проблемы Арктического региона : 10-я региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 14 мая 2010г. : тезисы конференции. Ч. 2. Секции "Биология и медицина", "Гуманитарные проблемы". Мурманск, 2010.

соотношении души и тела, чувственного и духовного, сакральных ценностях и бессмертии души, а также и собственно этическое учение о свободе воли, достоинстве и назначении человека. Телеологическое учение русского мыслителя ориентирует нравственность на содержание необозримого будущего бесконечного потустороннего существования, а не на потребности и задачи жизни посюсторонней. Ближайшей будущей целью и, в некотором смысле, идеалом жизни земной, предметом стремлений человека оказывается старость, когда ослабевают телесные узы и человек обращается к вечному и духовному. Невозможно установить правильного понятия о нравственном и безнравственном, если не рассматривать вопроса, что такое человек по своему происхождению, по своей природе, по своим отношениям ко всему сущему и по конечной цели своего бытия. Фундаментальные цели человеческой природы (знание, нравственность и счастье), укоренены в трансцендентальном основании: высшее знание - знание о Боге, высшая нравственность - святость, высшее счастье - справедливое воздаяние в потустороннем мире. Так, целью человеческой жизни, по Кудрявцеву-Платонову, на земле называется реализация в сфере идеальной, в первую очередь в религии, которая выходит за черту субъективного идеального, но переходит в соприкосновение с объективной Идеей, который есть святость, счастье и богопознание. Нравственность в религиозной метафизике вторична по отношению к религии, минимумом которой именуется вера в бессмертие души и идея Бога. В то же время и целью нравственности является идеальная религиозность. Именно в религии реализуется нравственный идеал справедливости воздаяния. И чтобы не было зла в жизни будущей, требуется Божественное правосудие, так как одного добра мало для торжества над злом. Такое требование воздаяния В. Д. Кудрявцев-Платонов называет нравственным законом. Русский философ в своем учении доказывает, что нравственный закон не может произойти эмпирическим путем и быть результатом воздействия на нас окружающего нас физического мира, а может быть только законом, данным человеку извне, - Существом высшей природы и человеческого духа. Нравственное образование и развитие духовности В. Д. Кудрявцев-Платонов считал целью земного существования человека. В настоящее время поиск выхода общественного сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежней системе ценностей - христианской, православной. Религиозные истины и моральные ценности, опираясь на исследования духовного мира, сообщают 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz