Естественнонаучные проблемы Арктического региона : 10-я региональная научная студенческая конференция, Мурманск, 14 мая 2010г. : тезисы конференции. Ч. 2. Секции "Биология и медицина", "Гуманитарные проблемы". Мурманск, 2010.

Эффективность разных типов уроков для формирования знаниевого компонента в курсе биологии основной школы И.Л. Наволоцкая Мурманский государственный педагогический университет radchenko.tatyana@mspu.edu.ru Различные типы уроков создаются и практикуются с целью повышения результативности учебных занятий. На таких уроках учащиеся заняты различными видами деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены, как в системе образования, так и в обществе: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, предлагается широкий спектр программ и учебников, увеличиваются технические и технологические возможности урока. Вместе с тем, учитель и учащиеся не всегда готовы к этим изменениям. На современном этапе необходимо привить каждому ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен не только быть хорошим исполнителем задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Цель проведенного нами исследования заключалась в том, чтобы оценить эффективность различных типов уроков в формировании знаниевого компонента и мотивы учебной деятельности учащихся на примере уроков биологии. В процессе исследования мы установили, что степень усвоения преобладает на нетрадиционных типах уроков, наибольший интерес у учащихся вызвали уроки нетрадиционного типа, новизну изучаемого материала учащиеся 6 класса оценили выше на нетрадиционном уроке, а учащиеся 9 классов считают, что новизна изучаемого материала одинакова на уроках традиционного и нетрадиционного типов. Полученные результаты позволяют утверждать, что нестандартные уроки, необычные по замыслу и организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем стандартные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Следует также отметить, что в качестве основных причин применения нетрадиционных уроков учителями в ходе образовательного процесса 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz